Председатель комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Законодательного собрания Иркутской области, координатор депутатской группы «Гражданская платформа» рассказала журналистам «Байкальских вестей» и «Альтаира» о предварительных итогах уходящего года, областном бюджете на предстоящее трехлетие и о Стратегии социально-экономического развития региона.
– Ольга Владимировна, Законодательное собрание нынешнего созыва отработало уже три из пяти лет своих полномочий. С высоты прошедшего времени и приобретенного опыта – как вам работается в областном парламенте?
– Хорошо, интересно, продуктивно. За три года депутаты стали если не командой, то коллективом. Научились слышать друг друга, договариваться, искать компромиссы. Нужно работать вместе со всеми коллегами, несмотря на разные взгляды, разные фракции.
– Есть ли примеры, когда вам нужно было провести какой-то законопроект, а для этого необходимо убедить и привлечь коллег на свою сторону?
– Да, в основном это связано с принятием бюджета. Понятно, что каждый депутат, избранный в одномандатном округе, защищает интересы своих избирателей, у каждого задача привлечь на территорию, в округ, как можно больше денег. Поэтому здесь мы вынуждены договариваться. И у нас это получается, хотя, как показала последняя, 49-я сессия, не всегда. Были поправки губернатора, были поправки депутатов, причем не единолично, а целой группы. А были поправки индивидуальные, которые не получили одобрения бюджетного комитета.
Тема здравоохранения, например, очень сложная, требует большого внимания и поддержки. Так было и до пандемии, а сейчас тем более. Все это понимают, у каждого депутата есть на территории объекты, которые требуют ремонта, – туда нужны значительные вливания денежных средств. Конечно, когда вносится несогласованная поправка, включающая в себя финансирование капремонта ряда значимых объектов, и при этом выясняется, что финансировать надо, например, за счет строительства радиологического корпуса областного онкологического диспансера, какое должен депутат принимать решение? Да, велик соблазн проголосовать за, когда в поправке есть территория вашего округа. Но кто сталкивался с онкологическими заболеваниями (сам или его родные, близкие), тот знает, что это такое.
Я общаюсь с сотрудниками онкологического диспансера, знаю, что потребность в облучении (радиологии) есть у 70 процентов пациентов, а сейчас получают его только 30 процентов. Специалисты говорят: если есть возможность провести такую терапию до операции, шансы на выздоровление и нормальную жизнь после нее значительно повышаются. А ведь у нас в год заболевают онкологией до 70 детей, не говоря уже о взрослых. Считаю, что есть приоритеты и их надо очень четко определять. Поэтому поддержала финансирование строительства радиологического корпуса онкологического центра, тем более что там будут лечиться люди из всей области, включая мой округ.
– Бюджет 2022 года – это все еще бюджет выживания или уже бюджет развития?
– Я бы назвала его бюджетом развития в сложнейших условиях, многие из которых вызваны пандемией. Бюджет области и в лучшие времена не был избыточным, закрыть все дыры никогда не получалось, никогда желания не совпадали с возможностями.
Бюджет в первом чтении – а в первом чтении принимаются основные параметры (доходы, расходы, объем государственного долга и дефицита) – принят Законодательным собранием с небольшим перевесом голосов. Мы понимали, что на тот момент не был принят во втором чтении федеральный бюджет, и знали, что произойдет распределение средств на национальные проекты, федеральные программы. Мы ждали принятия федерального бюджета, чтобы продолжить работу над бюджетом области во втором чтении.
Поступившие на сегодня дополнительные средства сделали бюджет гораздо привлекательнее, многие поправки связаны именно с федеральными деньгами, которые поступили на конкретные цели. Ряд поправок внесен депутатским корпусом. Дались они нелегко, мы долго обсуждали их с губернатором, с председателем правительства, с министром финансов, много спорили, доказывали их необходимость. В конечном счете нам это удалось.
В целом депутатами внесено поправок на 2,2 млрд рублей. Среди этих поправок, в которых учтены интересы и потребности муниципальных образований, есть, например, увеличение расходов на проект «Народные инициативы», на благоустройство сельских территорий, на капитальный ремонт объектов образования, культуры и спорта. Утверждена и поправка о повышении размера индексации стоимости путевок на летний отдых и оздоровление детей. В поправках предусмотрены средства на реализацию проекта «Школьный учебник» порядка 100 млн рублей для школ с небольшой наполняемостью учащимися.
Как живет округ
– Там наверняка есть проекты в Саянске, результаты взаимодействия с мэром Олегом Боровским?
– Да, конечно. Когда проект бюджета только начинали рассматривать, у меня была возможность принять участие в обсуждении на всех площадках. Сначала это была бюджетная комиссия, где рассматривают проекты госпрограмм. Работали весь день, и я уже там начала задавать свои вопросы, потому что не увидела в программах некоторых вещей, которые были обещаны. В проекте бюджета не было финансирования капитального ремонта детских садов, клубов, хотя под капитальный ремонт были анонсированы четыре детских сада. В итоге клубы, детские сады, спортивные сооружения были включены в бюджет депутатскими поправками.
По ремонту школ несколько иная ситуация, тут мы еще ждем решения федерального центра, который должно определить, какие школы из 41 заявленной министерством образования Иркутской области получат федеральное финансирование на эти цели.
Вырабатывая общую позицию, мы в Законодательном собрании приняли решение о включении капитальных ремонтов объектов социальной сферы в бюджет по одному в каждом муниципальном образовании. Но при условии, что на него есть проектно-сметная документация, экспертиза и что он в рейтинге занимает ведущие позиции. Так мы включили в областной бюджет 2022 года капитальный ремонт 27 детских садов, 23 объектов культуры и 7 спортивных объектов. В моем округе № 16 (Саянск, Зима, Зиминский и Заларинский районы) в бюджет попал ремонт Центральной библиотеки Саянска; в Зиме – зал тяжелой атлетики детско-юношеской спортивной школы, где были воспитаны даже чемпионы мира. В бюджет включили культурно-досуговый центр (КДЦ) в селе Зулумай, Зиминского района, спортивный комплекс в райцентре Залари.
– Такая работа предполагает постоянный контакт с мэрами двух городов и двух районов, входящих в ваш избирательный округ?
– Конечно, я им в помощь. Нахожусь в постоянном контакте не только с мэрами, но и с главами поселений, с местными депутатами. Правда, честно говоря, не очень понимаю, зачем нужны депутаты на первом уровне муниципальных образований. В конце концов в думе района представлены все поселения, и этого, по-моему, достаточно. Но это моя точка зрения, но закон, который мы обязаны соблюдать, установил другие правила.
Конечно, все время веду диалог с избирателями. Причем возникают проблемы, которые кого-то могут удивить. Например, один из сельских жителей, получающий денежную поддержку на заготовку дров, обязан, как положено в таких случаях, сфотографировать их, причем фотографии должны быть определенного качества, и в течение пяти дней выложить их на сайте Госуслуг. А у них в деревне у половины жителей телефоны кнопочные! Какие там Госуслуги! Даже в Иркутске – все ли имеют личный кабинет? А если не выставил фотографии, то будет оштрафован. Распечатать отчет и сдать лично. Но, опять же: а где в деревне распечатать фотографии? Получается, для решения этих вопросов необходимо выйти на федеральный уровень.
– Как складываются отношения с депутатами Государственной думы, избранными в том числе от вашего округа?
– Саянск, Зима и Зиминский район входят в округ Михаила Щапова, а Заларинский район – в округ Сергея Тена. Избиратели часто идут с вопросами компетенции федерального законодателя, в том числе такими, как упомянутая заготовка дров или установление целевого показателя средней заработной платы педагогов. И тогда я обращаюсь к депутатам Государственной думы. Кроме того, есть возможность отрабатывать с ними различные вопросы на площадке Законодательного собрания.
Искусство руководства
– Перейдем к Стратегии развития области до 2036 года. Ваши избиратели понимают, зачем она вообще нужна?
– Хочется надеяться, что да.
– А какие вы видите в ней сильные или слабые стороны?
– Начнем с того, что ее в любом виде надо было принимать, потому что всего в четырех регионах РФ ее нет. Бывают такие федеральные проекты, куда Иркутская область может попасть только при условии наличия этого документа. Так что деваться некуда, нужно принимать.
Что касается самого документа, то он содержит богатый аналитический материал. Но есть и за что его критиковать, и критики было много. Для начала надо было привести документ к единому стилю, а то видно, что разные блоки писали разные авторы. В Стратегии не учтены многие моменты. Например, не отражена модернизация первичного звена в здравоохранении, а ведь это важнейшая проблема, и до 2025 года вопрос должен быть решен. В целом Стратегия – это идеальное состояние, к которому надо приблизиться к 2036 году. На мой взгляд, 2036 год – это большой срок, но есть федеральный прогноз развития экономики как раз до 2036 года, поэтому сроки действия региональной Стратегии должны быть те же самые.
Если бы к этому документу был приложен хотя бы примерный план реализации, было бы гораздо понятнее. Председатель правительства области Константин Зайцев верно сказал: Стратегия – не догма, ее можно корректировать по ходу реализации, но нам явно не хватает долгосрочности. Мы принимаем бюджет на три года, а живем на самом деле одним. Может быть, Стратегия хотя бы отчасти решит этот вопрос.
Стратегию развития приняли на сессии в первом чтении. Ко второму чтению ее готовит Стратегический совет, созданный по инициативе Законодательного собрания. Половину совета формирует правительство региона, половину – областной парламент.
Слово «стратегия» в переводе – искусство полководца. Ее реализация зависит от «полководца» в области и его команды. От того, насколько быстро и профессионально будет работать эта команда, как она будет реагировать на развитие ситуации, и зависит жизнь в регионе.
– Подходит к концу 2021 год, все подводят итоги. Что вам, как депутату, удалось, а что нет в уходящем году?
– Чтобы в этом году что-то получилось, пришлось очень много поработать над бюджетом области в 2020 году. Завершен ремонт детского сада № 19 в Саянске, построена школа № 8 на 550 мест – и теперь все дети Саянска учатся в первую смену.
В Заларинском районе мы открыли после капитального ремонта детский сад «Светлячок» в поселке Тагна и Солерудниковскую гимназию в поселке Тыреть. А в декабре в Тырети откроем после ремонта общеобразовательную школу и дом культуры. Район победил в конкурсе по отбору программ комплексного развития сельских территорий и получил финансирование на семь объектов.
Продолжается строительство школ в Зиме, в селе Бажир, Заларинского района, капитальный ремонт школы в Зулумае.
Завершая год, принято не только поводить итоги, но и строить планы на будущее. 2022-й обещает быть не менее насыщенным, чем уходящий 2021-й. Поэтому продолжаем работать дальше, не сбавляя темпа.
Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести».
Фото Алексея Кушниренко, «Байкальские вести»