... Иркутск
Доллар
Евро

Ольга Безродных: Пора дать учителю статус государственного служащего

Комиссия по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями является самым «многочисленным» из рабочих органов Законодательного собрания. В нее входят 14 из 42 действующих депутатов, в том числе председатель ЗС и два его заместителя. А возглавляет комиссию депутат Ольга Безродных, представляющая в областном парламенте округ № 16, куда включены Зиминский и Заларинский районы, города Зима и Саянск.  В Законодательное собрание ее выдвинула партия «Гражданская платформа»


Фото Алексея Кушниренко / ИА «Альтаир»

На главных направлениях

Хотя до избрания в 2018 году депутатом Законодательного собрания Ольга Безродных имела большой опыт работы в сфере образования Саянска, в том числе на посту директора гимназии, затем начальником городского управления образования, а также как муниципальный депутат, взгляд из регионального парламента открывает совершенно иной облик Иркутской области. Тем более что комиссия по Регламенту весьма непростая и даже деликатная по стоящим перед ней вопросам.

– Одно из основных и очень ответственных направлений деятельности комиссии – прием от депутатов сведений о доходах и расходах, обязательствах имущественного характера, а также таких сведений об их супругах и несовершеннолетних детях, – отмечает Ольга Владимировна. – Сбор сведений проводим ежегодно, а если в Законодательное собрание поступают представления прокуратуры, то проводим и депутатские проверки. За мою бытность в должности председателя комиссии таких проверок было несколько.

Мы осуществляем и контроль за соблюдением положений основного рабочего документа Законодательного собрания – регламента, которым областные парламентарии руководствуются в своей деятельности. Кстати, одно из важных решений, принятых в прошлом году, – внесение изменений в регламент, которые предусматривают возможность созыва чрезвычайных заседаний Законодательного собрания в условиях повышенной готовности, в том числе в режиме видеоконференцсвязи.

Кроме того, на заседаниях комиссии рассматриваются вопросы взаимодействия со средствами массовой информации и общественными объединениями, о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций со стороны региональной власти, ходатайства о награждении почетной грамотой Законодательного собрания и почетным знаком Ю.А. Ножикова «Признание» за значительный вклад наших земляков в развитие Иркутской области. Один из вопросов, ставших традиционными, который ежегодно обсуждается на сессии, – информация о работе депутатов в предыдущем году – мы готовим к 30 июня.

Социальная сфера – прежде всего

– Ольга Владимировна, недавно, а если говорить точнее, в апреле 2021 года, появилась информация о том, что в Саянске, то есть в вашем округе, будет построена новая школа. Казалось бы, школ в области строят много, но эта – первая в городе за тридцать лет. Почему так получилось?

– Почему столь долго в Саянске не строились объекты социальной сферы – вопрос риторический, на который хочется ответить встречным вопросом: а где они строились в это время? Стоит ли напоминать, что в это тридцатилетие входят очень тяжелые девяностые и двухтысячные годы? Только во втором десятилетии XXI века начала меняться в лучшую сторону ситуация в бюджетах всех уровней, это раз. Кроме того, изменились требования к условиям ведения образовательного процесса. Сегодня есть поручение президента – обеспечить работу школ только в односменном режиме. Иными словами, второй, а уж тем более третьей смены быть не должно. В первую смену дети должны осваивать общеобразовательную программу, вторую половину дня заниматься внеурочной деятельностью, получать дополнительное образование. Это требование федеральных государственных образовательных стандартов. Без строительства новых школ такую задачу выполнить невозможно, поэтому такая школа в Саянске строится. Я недавно была на объекте, и было бы очень здорово, если бы все работы были завершены до начала нового учебного года.

В Саянске проблема со сменами стоит не так остро, как, скажем, в Иркутске или Иркутском районе, но она есть. К тому же географически все школы расположены так, что отдаленные микрорайоны (Ленинградский и Мирный) и новые коттеджные поселки не имеют в своей структуре школ и находятся достаточно далеко от школ № 2 и 5, на которые падает основная нагрузка по наполняемости, и, соответственно, они работают в две смены.

Новая школа рассчитана на 550 мест, она будет соответствовать всем современным требованиям, в том числе доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работы идут полным ходом, почти завершен фасад, оформленный тематически (тематика посвящена первостроителям города), идут отделочные работы, устанавливается оборудование, обустраивается стадион, малые формы... Однако объем работ, которые необходимо выполнить, остается большим. Многое еще предстоит сделать, в том числе получить разрешения надзорных органов, а самое главное – лицензию на ведение образовательной деятельности.

Надо сказать, что в Саянске на протяжении последних лет велась планомерная работа по замене оконных блоков во всех действующих школах, а их семь. Сейчас эта работа близится к завершению – в этом году окна заменят в школе № 4. Замена оконных блоков сразу меняет и внешний вид фасада, и тепловой режим в здании.

– В Саянске новая школа решит проблему смен. А в других муниципалитетах вашего округа что-то строится?

– Конечно. В Заларинском районе в рамках реализации проекта «Комплексное развитие сельских территорий» идет строительство и капитальный ремонт школ, детских садов, домов культуры. Всего в работе девять объектов социальной сферы. В селе Бажир строится школа на 154 места, завершить строительство планируется в 2022 году. В капитальном ремонте находятся детские сады в Тагне и Холмогое, школы в поселке Тыреть, строится три дома культуры в деревнях Романенкина, Романово и Красное Поле. Недавно мы с мэром Владимиром Самойловичем посетили районный центр и муниципальные образования Тыретское, Троицкое, Холмогойское, Хор-Тагнинское. В рамках поездки мы не только встречались с населением, но и побывали на ряде перечисленных объектов. Задача непростая: все деньги по программе нужно освоить в 2021 году.  

Требования по попаданию в проект с каждым годом ужесточаются, а у нас в области два района сегодня получили и осваивают такие средства – Заларинский и Нукутский районы. Если кто-то из них не выполнит все условия, Иркутская область в 2022 году может вообще не войти в эту программу. В прошлом году такого условия еще не было.

Еще одно необходимое условие для победы в конкурсе – софинансирование в рамках социально-экономического партнерства со стороны местного бизнес-сообщества. Два района у нас с этой задачей справились, в итоге Заларинский район получил 405,5 млн рублей из федерального бюджета. Район в этом году лидирует в регионе по капитальным ремонтам и строительству объектов социальной сферы.

Кстати, благодаря моей инициативе (как и в ситуации с заменой оконных блоков в саянской школе № 4) нами, депутатами, внесена поправка ко второму чтению областного бюджета на 2021 год, которой предусмотрено софинансирование из региональных средств в сумме 16 млн 897 тыс. рублей для строительства (капитального ремонта) объектов социальной инфраструктуры в рамках подпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий Иркутской области» для Заларинского района. Это тоже необходимое условие для получения целевых субсидий из федерального центра.

В Зиме идет строительство новой школы, которая заменит пришедшую в совершенно негодное состояние школу № 10. Приступили к строительству в 2020 году, в этом году работы продолжаются. Завершено строительство дома культуры вместо старого ДК железнодорожников имени А.Н. Гринчика. Тот ДК сгорел много лет назад (в 2001 году), долго стоял разрушенный. Планировали открытие ДК ко Дню города, но из-за третьей волны пандемии это событие немного откладывается.

К сожалению, не удалось войти в областной бюджет с капитальным ремонтом зала тяжелой атлетики ДЮСШ имени Г.М. Сергеева. Цена вопроса без малого 40 млн рублей. И в рейтинге этот объект стоит первым. Но ситуация с бюджетом 2021 года крайне тяжелая, напомню, что он был принят с предельным размером дефицита. Этот вопрос приоритетный, Зима всегда славилась своими выпускниками-тяжелоатлетами. Одно имя Светланы Подобедовой, уроженки Зимы, двукратной чемпионки мира, чего стоит! Поэтому продолжаем вместе с мэром Андреем Коноваловым работать в данном направлении дальше.

В Зиминском районе тоже есть подвижки. Когда мы обсуждали бюджет 2021 года, правительством региона было решено, что новое строительство по причине дефицита бюджета финансироваться не будет, будут выделяться средства только на то, что уже было законтрактовано в предыдущие годы. Но депутатскими поправками ко второму чтению мы настояли, чтобы несколько объектов все-таки включили в бюджет с началом в 2021 году. Этот вопрос нельзя откладывать до уточнений бюджета в течение года, потому что пока деньги выделят, пока проведут торги, а там уже и осень или зима, ничего строить или капитально ремонтировать уже нельзя. Было принято соломоново решение: берем только сферу образования; в образовании – только школы; каждому муниципальному образованию – по одному объекту на капитальный ремонт. На каждый объект обязательно должна быть вся проектно-сметная документация, положительное заключение госэкспертизы. Для Зиминского района нам удалось включить многострадальную Зулумайскую среднюю школу, пострадавшую от пожара два года назад. Пусть там и небольшое количество обучающихся, но они тоже должны получать образование в условиях, соответствующих всем нормам и требованиям.

В Саянске, помимо строительства школы, идет капитальный ремонт детского сада «Росинка», строится по федеральной программе детский сад в микрорайоне Мирном на 150 мест. Вместе с мэром Олегом Боровским постоянно поднимаем вопрос о необходимости оснащения детских садов по завершении в них капитального ремонта так же, как это предусмотрено для школ. К сожалению, пока мэры вынуждены решать эту проблему самостоятельно. А поскольку денег в муниципальных бюджетах и в более оптимистичные времена недостаточно, я уж не говорю про нынешний год, они просто выкручиваются как могут.

Все объекты капитального ремонта и строительства в муниципалитетах моего округа – это результат большой совместной работы, прежде всего органов местного самоуправления – мэров и их команд, депутатов городских и районных дум при поддержке региональной исполнительной и законодательной власти. Считаю, что мне, как депутату от избирательного округа № 16, повезло. Я работаю с очень активными, неравнодушными, энергичными, креативными мэрами и их профессиональными командами. Депутат может добиваться включения в ту или иную госпрограмму капитального ремонта, реконструкции или строительства какого-либо объекта, если подготовлена проектно-сметная документация и пройдена экспертиза, а это как раз зона ответственности органов местного самоуправления, то есть прежде всего мэров.  

Лицом к учителю, чтобы видеть будущее

– Возникает, конечно, проблема с кадрами. Чем больше школ в области, тем больше вопросов: «А кто будет вести уроки?». Проблему со сменами и кадрами нужно решать параллельно. Учителей не хватает во всех муниципальных образованиях. Нехватка кадров решается за счет большой нагрузки педагогов и двухсменного режима работы школ. Перевод всех школ на односменный режим работы, безусловно, усугубит проблему дефицита кадров, если не предпринимать никаких мер. В регионе делается много в этом направлении: работает программа «Земский учитель», есть подвижки по целевому обучению в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, установлены дополнительные выплаты студентам, которые хорошо учатся, проводятся ярмарки вакансий, профориентационная работа среди школьников, устанавливаются доплаты молодым специалистам, мэры в территориях стараются обеспечить педагогов служебным жильем… Кстати, насчет последнего. Считаю, что в этом направлении мэров должна поддерживать региональная власть, например в виде целевых субсидий на строительство служебного жилья.

Ну и заработная плата, конечно. Труд педагога должен быть оценен достойно и справедливо.  Именно на это и были нацелены майские указы президента России 2012 года. И действительно, ежегодно средняя заработная плата педагогов в регионе соответствует установленному целевому показателю среднемесячной заработной платы, который рассчитывается в соответствии с федеральными нормативными актами. Согласно упомянутым указам средняя заработная плата педагогов должна соответствовать средней заработной плате по экономике в соответствующем регионе. И она соответствует. Однако стоит заметить, что постановлением правительства РФ в 2015 году для расчета целевого показателя стали использовать показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, что, несомненно, повлияло на его величину в сторону уменьшения.

Но дело не только в этом. У учителя норма часов в неделю на одну ставку – 18. И этот норматив установлен не просто так, 18 часов – это чистое время работы учителя на уроке с детьми. А к урокам необходимо подготовиться: написать планы, подготовить задания, в том числе индивидуальные, проверить тетради, заполнить журнал, выставить оценки, поработать с родителями, с классными руководителями. Я не говорю уже об отчетности, которую ведут наши учителя, и прочих моментах. На мой взгляд, и мое мнение разделяют коллеги-педагоги, 24, ну максимум 25 часов в неделю – этот предел нагрузки, выше которого может страдать качество образовательного процесса и здоровье педагога. Не случайно для педагогов установлена льготная пенсия, поскольку в этой профессии высок риск раннего профессионального выгорания.

Как рассчитывается целевой показатель средней зарплаты (СЗП)? Берется фактическая среднесписочная численность работников без внешних совместителей, при этом работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается как один человек (целая единица).  В ситуации нехватки педагогических кадров редкий учитель работает на одну ставку. Средняя нагрузка педагогов в регионе в этом учебном году составила 1,57 ставки, то есть в среднем каждый учитель ведет под 30 часов в неделю. Наиболее дефицитные учителя-предметники могут вести и по 40 часов в неделю, а это уже больше двойной нормы. Таким образом, целевой показатель СЗП достигается за счет нагрузки, следовательно, напрашивается введение в расчет некоего коэффициента интенсивности труда учителя. Иначе мы проблему привлечения молодежи в профессию будем решать еще очень долго. Ведь и сегодня молодой специалист, работающий на ставку, может получать заработную плату на уровне минимального размера оплаты труда. Такие факты есть, а их быть не должно.  

Профессия учителя должна быть престижной во всех смыслах. И эти вопросы в первую очередь надо решать на федеральном уровне. В 2019 году я обращалась с этим вопросом к депутатам Госдумы, представляющим наш регион. Активно работали в этом направлении профсоюзы. И даже наметились некоторые подвижки в решении этого вопроса. Однако пока все остается как есть. Кстати, в сфере здравоохранения проблемы те же, если не брать во внимание «ковидные» выплаты.

Вообще в теме заработной платы работников бюджетной сферы остаются белые пятна. Например, в отношении преподавателей медицинских колледжей. Те, кто там ведет общеобразовательные предметы, проигрывают в заработной плате учителям в школах, а те, кто ведет специальные предметы, – коллегам, работающим в больницах. На это тоже обязательно надо обращать внимание. Ведь будущих медиков должны учить хорошие специалисты, и их труд должен быть вознагражден должным образом.

В беде не оставят

– Очевидно, что следующая корректировка областного бюджета будет осенью, но какой она будет, сказать заранее нельзя. Насколько сложная сегодня, на ваш взгляд, ситуация с бюджетом?

– Напомню, что изначально мы принимали бюджет области на 2021 год с предельным дефицитом в размере 10 процентов, поскольку выпадающие доходы составили 8,6 млрд рублей. К корректировке на сессии 16 июня доходная часть бюджета подросла, но она не позволила решить проблемы, существующие в муниципальных образованиях.

Расходная часть увеличилась на 9,6 млрд рублей. В этой сумме федеральные целевые средства, которые направлены на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, ликвидацию последствий ЧС. Собственные доходы региона увеличились на 5,8 млрд рублей. Эти средства пошли на подготовку к отопительному сезону, на функционирование сферы здравоохранения. Увеличена субвенция на образование, поскольку изначально она была предусмотрена не в полном объеме, а это заработная плата учителей. Кроме того, муниципальные образования получили субсидии в размере сумм средств, не использованных в 2019–2020 годах. Часть муниципальных образований получили премии за эффективность.

Самый больной вопрос – межбюджетные отношения – остался открытым, к сожалению. Особенно тяжело муниципалитетам первого уровня, они, по существу, не живут, а выживают. Перед сессией мы много обсуждали эту проблему на заседаниях бюджетного комитета. Увы, состояние областного бюджета сегодня таково, что поддержать муниципалитеты нечем. На сессии я задавала вопрос правительству: каким образом мэры будут решать вопросы местного значения, исполнять свои полномочия? Хватит ли им средств дотянуть до следующего уточнения бюджета? Ведь необходимо готовить школы к новому учебному году, оплачивать медицинские осмотры и коммунальную сферу, софинансировать капитальные ремонты и стройки, выплачивать заработную плату бюджетникам. У ряда муниципалитетов есть решения суда по антитеррористическим мероприятиям, и подошли сроки их исполнения. Каким образом они должны их выполнить? Ответ получила обнадеживающий. Выравнивание сбалансированности местных бюджетов планируется провести осенней корректировкой областного бюджета. Ни один муниципалитет без внимания не оставят, и если будут возникать проблемы в отдельных территориях, то решать их будут адресно, в беде не оставят. Мы, депутаты, внесли и приняли поправки, предусматривающие поддержку агропромышленного комплекса региона (до осени с этим тянуть нельзя, поскольку там сейчас горячая пора) и обеспечивающие исполнение закона о бесплатном питании школьников.

Вообще надо работать над тем, чтобы повышалась доходная часть бюджета. Но, как говорил один наш депутат, «не забывайте, коллеги, что мы сидим на трубе». Когда накануне пандемии упали цены на нефть, вот тогда бюджет Иркутской области и просел. Нужно развивать экономику региона, в частности, ориентироваться на создание деревообрабатывающих производств, об этом и губернатор Игорь Кобзев говорил в своем послании ЗС. Хватит возить лес на продажу, нужно создавать новые рабочие места здесь. Будет сильная экономика – будут налоги, будут налоги – будет бюджет.

«Депутат – не сказочник и не волшебник»

– Стараюсь как можно больше уделять внимания работе в округе, работе с избирателями. Работаю не только с мэрами и администрациями моих территорий, но и с депутатами местных дум, общественными организациями. Стараюсь чаще быть в территориях, на местах, чтобы все видеть своими глазами. Конечно, пандемия внесла в работу депутатов свои коррективы. Особенно 2020 год ограничивал нас и в передвижениях, и во встречах с людьми в режиме офлайн. Вот тут нас и выручила цифровизация, помогая работать дистанционно.

С людьми надо разговаривать, людей надо не только слушать, но и слышать, даже если ты понимаешь, что какие-то вопросы находятся за рамками полномочий областного парламентария. И быть честным.

Я доступна для людей. У избирателей есть номер моего телефона, адреса электронной почты, многие пишут и звонят напрямую, кто-то обращается ко мне через помощников в территориях, через социальные сети и мессенджеры. Количество только официальных письменных обращений на мое имя со дня избрания приближается к тремстам, и ни одно я не оставила без внимания. Надо делать все, что можешь и чего не можешь, стучаться во все двери. Если этого не делать, то нет никаких шансов быть услышанным. Доверие людей – это не только своего рода бонус, это огромная ответственность перед ними, и, несмотря на риски быть неудобным депутатом для некоторых чиновников, надо всегда помнить об этом.


Яндекс.Метрика