Сразу несколько экспертов федерального уровня обратили внимание, что процесс обсуждения поправок в Конституцию теряет четкие параметры, становится рыхлым, аморфным, растекается-расползается вширь и вглубь. В Конституцию предлагается, причем настойчиво, с нахрапом, внести не просто экзотические, но и взаимоисключающие нормы. Еще немного – и будет форменный хаос. Очевидно, что организаторы процесса такого не планировали, но ситуация вырвалась из-под контроля.
Очевидны, однако, и два других обстоятельства. Во-первых, в Кремле не до конца продумали сам процесс. Точнее, продумали, но при этом допустили ошибку, так как разрешили хотя бы крупицу самодеятельности и действительно реплики снизу и сбоку. Но, и это во-вторых, мы видим, что сама система и ее ведущие представители «заточены» только под решение абсолютно подконтрольных задач. Собственно, к такому положению вещей мы последовательно шли 20 лет. Пришли. А теперь хотим, чтобы у нас что-то получилось при наличии хотя бы малой доли непредсказуемости.
Как обеспечить явку на всенародное голосование, если в Конституции не будет о пенсиях и зарплатах? Фото life.ru
Иными словами, более-менее внятное, альтернативное обсуждение поправок в Конституцию – это по определению элемент публичной политики. А таковая у нас практически ликвидирована. Следовательно, даже робкие попытки ее вернуть неизбежно ведут к дестабилизации политической обстановки. Да и как иначе, ведь даже в школьных, азбучных учебниках политологии сказано, что закрутить гайки не так уж сложно, а вот откручивать… В режим жесткой руки есть легкий вход, но всегда проблемы с выходом. В общем, думать надо было раньше.
Несмотря на зоркий глаз и тяжелую руку президента, дворцовые и околодворцовые группировки не на шутку разгулялись. Поправкам лоббистского свойства буквально нет конца. Пользуясь смутно-равнодушным отношением большинства к этой самой (и любой другой) Конституции, в нее пытаются запихнуть (подходящее слово) что ни попадя. Фигурируют уже и Всевышний, и семейные ценности, и даже правила выгула собак и работы общественного транспорта.
Между тем Конституция не резиновая, ее главная задача – сформулировать основы конституционного строя, регламентировать полномочия и взаимоотношения органов государственной власти. Поэтому излишни даже одобренные поправки в Конституцию о минимальной величине заработной платы и об обязательной индексации пенсий. Нет, сами по себе нормы хорошие, симпатичные, но для их утверждения достаточно федеральных законов. А так фактически происходит подмена предмета: вместо «Государства и права» задействованы «Основы политических технологий».
О технологиях сказано не случайно. Как обеспечить явку на всенародное голосование, если в Конституции не будет о пенсиях и зарплатах? Немалая часть избирателей придет как раз из-за этого, потому как в остальном Конституция для них – зверь неведомый, непонятный, а то и ненужный. Правда, за высокий процент «одобрямса», как видим, придется ухудшить качество Основного закона или, проще, устроить профанацию.
Тем не менее из-за частичной утери контроля над процессом обсуждения начались неясности и с голосованием. До сих пор не утверждены его правила и дата проведения, и чем дальше, тем туман густеет.
В наличии два выхода. Один, немыслимый: плыть по воле волн, расширяя неконтролируемый процесс. Второй, который будет на самом деле: резким движением руки свернуть «шарманку», отдать четкие распоряжения, определить сроки. И – за работу, господа-товарищи!
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»