Предлагая отменить прямые выборы мэра Иркутска и ввести здесь институт сити-менеджера, депутат Законодательного собрания региона, бывший спикер думы областного центра Андрей Лабыгин (на фото) сослался в ходе своей пресс-конференции 5 декабря на успешность работы назначаемых глав администраций (сити-менеджеров) Улан-Удэ и Читы. Между тем, информация, которой располагает наше агентство, опровергает утверждения депутата.
Так, согласно данным последней, на 1 декабря 2014 года, шкалы эффективности работы глав региональных центров Российской Федерации (как избираемых всенародно, так и назначаемых), ежемесячно составляемой Центром информационных коммуникаций «Рейтинг», расположенным на улице Тверской в Москве, то есть рядом с Кремлем, сити-менеджер Улан-Удэ Евгений Пронькинов, работающий в этой должности с декабря 2012 года, занимает всего лишь 61-е место из 78-ми. Сити-менеджер Читы Владимир Забелин, приступивший к работе чуть более месяца назад, находится сразу за ним, на 62-й строчке рейтинга. Для сравнения: Виктор Кондрашов, избранный мэром Иркутска на прямых выборах в марте 2010 года, занимает 17-е место в России. Этот показатель лишь чуть хуже, чем у глав Томска и Кемерово (соответственно 15-е и 16-е места), и лучше, чем у мэров Новосибирска (22-й), Абакана (24-й), Омска (40-й), Красноярска (41-й) и Барнаула (66-й).
«Аргумент вице-спикера городской думы Александра Ханхалаева, подхваченный Андреем Лабыгиным, несостоятелен, — отмечает представитель Гражданского комитета в защиту прямых выборов мэра Иркутска Алексей Петров. — Где Пронькинов и где Кондрашов? Большая разница. При этом „Единая Россия“ при молчаливом согласии губернатора озабочена якобы тем, что в результате прямых выборов мэра Иркутска может быть избран „не тот мэр“. Но какой это „не тот“, если наилучшие шансы победить, несомненно, у Кондрашова?». Алексей Петров посоветовал представителям «Единой России» вести себя честно, «не притягивать аргументы за уши» и признать, что «есть жесткий приказ из Москвы в отношении всех регионов, который вы не в состоянии отвергнуть».
Ранее в письме депутатов фракции «единороссов» городской думы Иркутска в областное отделение «Единой России» приводился еще один аргумент в пользу отмены прямых выборов мэра Иркутска — дефицитность бюджета города на 2015 год. Однако в действительности удельный вес дефицита (превышения расходов над доходами) в бюджете Иркутска 2015 года почти в 10 раз меньше, чем в областном бюджете, бюджетах Братска и Ангарска, в 3 раза меньше, чем в бюджете Ангарского района. Тем не менее прямые выборы губернатора возвращены в 2012 году, а прямые выборы мэров Братска и Ангарского района возвращены и состоялись в 2014 году.
Как уже сообщалось, Андрей Лабыгин предлагает внести изменения в закон «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области». Поправки предусматривают, что мэр Иркутска будет избираться не на прямых, всеобщих выборах, а из состава депутатов городской думы на ее заседании. Мэр, согласно поправкам, станет председателем думы. При этом вводится должность главы администрации (сити-менеджера), которого назначает специальная комиссия по итогам конкурса.