... Иркутск
Доллар
Евро

Наступление на Конституцию или веяние времени? Иркутские эксперты оценили закон  «о публичной власти»

9 ноября депутаты Госдумы в первом чтении одобрили законопроект о единой системе публичной власти в России. Его авторами выступили глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас.


Андрей Клишас и Павел Крашенинников. Фото с сайта информагентства «Красная весна»

В этом законопроекте оговаривается новый порядок работы региональных властей. Одна из самых заметных новелл законопроекта – возможность избираться в губернаторы без ограничения по количества сроков; высшие должностные лица в регионах по новому закону будут именоваться «главами» с дальнейшим указанием названия субъекта, при этом понятие «президент» в отношении глав республик использоваться не будет. Закон серьезно расширяет право президента увольнять глав субъектов. Депутаты всех региональных парламентов (и работающие на профессиональной основе, то есть за зарплату, и работающие безвозмездно) будут приравнены к лицам, замещающим государственные должности. Полномочия, которые прежде были исключительно на уровне местного самоуправления, будут частично отнесены к региональному уровню.

Иркутский журналист и политолог Алексей Петров (признан физическим лицом, исполняющим функции иностранного агента) считает, что законопроект в скором времени будет принят, несмотря на бурное возмущение представителей фракций КПРФ и партии «Новые люди», которые, по мнению эксперта, «сохраняют элемент смелости»:

– Принятие этого законопроекта приведет в первую очередь к тому, что местное самоуправление, которое прежде жило своей жизнью, будет вписано в вертикаль власти. Я всегда выступал за то, чтобы оно сохраняло автономность, не превращалось в орган государственной власти, но теперь оно будет жить так, как скажут федералы. Предположу, что следующим шагом станет отказ от выборов мэров на всех территориях. Такая практика уже существует в крупных городах, по всей видимости, мы движемся в этом направлении. Думаю, что назначение сверху вместо процедуры выборов коснется и наших губернаторов.

Второй ключевой момент, который вызывает беспокойство и непонимание, – региональных депутатов предложено приравнять к государственным служащим. Очень многие народные избранники – это представители коммерческого сектора. Отсюда возникает вопрос, как будет соотноситься их статус с ограничениями госслужбы. И как в этой связи избежать сращивания бизнеса и государства. Отдельно остановлюсь на предложении отказаться от понятий «губернатор» и «президент» – использовать слово «глава». Термин «губернатор» возник в стране исторически, тогда как слово «глава» всегда употреблялось в отношении первых лиц муниципального уровня – городов и районов. Это вносит сумятицу и нарушает традиции.

В то же время я вижу некоторые плюсы в этом законе, например, в каждом регионе появятся свои уполномоченные по правам человека, по правам ребенка. В целом есть понимание, что субъекты все больше утрачивают возможность влиять на принятие ключевых решений. Закон зажимает регионы, решения принимаются в столице. Я не могу сказать, что это наступление на Конституцию, но шаг в эту сторону уже сделан.


Фото Антон Новодережкин / ТАСС

Политолог, кандидат исторических наук Сергей Шмидт отмечает, что предложенный законопроект в общем и целом оформляет сложившуюся реальность:

– Политизированная публика не совсем понимает, для чего, собственно, нужен этот законопроект, а наиболее тревожная ее часть переживает за утрату в нашем государстве священного принципа разделения властей. Я бы не стал драматизировать по этому поводу. Нужно быть честными с собой – проект по формированию федерализма в России не удался. Россия, как полноценная федерация, какой она была в девяностые, оставила ощущение ошибочного выбора. Эксперимент с федерализмом провалился. Действующая власть побаивается открыто заявить о том, что в конечном счете наше государство сформировалось как унитарное. Поэтому термины и наименования остаются прежними, а на уровне законодательства формируется вполне себе унитарное государство с универсальными правилами, доминированием федерального центра над регионами как в вопросах налогообложения, так и в вопросах, например, согласования кандидатур на должности региональных министров, как это будет происходить теперь.

Но есть и хорошие новости. Теперь, насколько я понимаю, четче будут разграничены полномочия в сфере собственности между регионами и федеральным центром, поскольку вокруг этого вопроса существует так называемый туман интерпретаций. Это порождало множество конфликтов. Теперь эта сфера обретет ясность. Кроме того, законопроект регламентирует порядок электронного документооборота, а значит, будет меньше бумажной волокиты и бюрократии между разными инстанциями и уровнями власти.

Политолог, главный редактор газеты «Байкальские вести» Юрий Пронин предлагает обратить внимание на два ключевых признака, которые характеризуют политическую обстановку в государстве:

– Очевидно, нарастает несменяемость власти и однообразие федеративного устройства страны. Хотя, собственного, от федеративного устройства, от федерализма мало что осталось, разве что слово «Федерация» в названии страны.

В законопроекте несменяемость ярко и четко выражена в отмене нормы о двух сроках полномочий для глав регионов. И тут дело не в субъективном отношении к тому или иному губернатору. Скажем, для губернатора Иркутской области Игоря Кобзева эта норма сейчас вообще неактуальна, поскольку он приступил к своим полномочиям относительно недавно – чуть более года назад. Соответственно, его два срока полномочий завершатся почти через девять лет. Тогда как, например, у Сергея Собянина, мэра Москвы, вторая пятилетка полномочий истекает уже в 2023 году. Нет, дело, прежде всего, в самом принципе сменяемости власти, а он здесь явно нарушен. Кстати, не впервые, но теперь фактическая несменяемость распространяется и на региональных руководителей.

Казалось бы, это подарок губернаторам. Но взамен они по-прежнему находятся под абсолютным контролем государства и могут быть сняты в рамках расплывчатой формулировки «утрата доверия», где под утратой доверия может пониматься как серьезная провинность, так и субъективная неприязнь главы государства. При этом закон не обязывает президента публично объяснять, зачем и почему он решил снять губернатора. Теоретически (а может, и практически) для «утраты доверия» достаточно, чтобы президенту, скажем, не понравился костюм того или иного главы региона.

Что касается однообразия, то здесь можно говорить, что унификация зашла настолько далеко, что устраняет региональные особенности, испокон веков присущие России. Кстати, с высоких трибун такое разнообразие многократно признано, однако на практике… Нет конкретного объяснения, зачем необходимо отказываться от должностных формулировок «губернатор», «президент республики» и вводить безликое понятие «глава региона». Предположу, что это связано лишь с тем, что слова «губернатор», а тем более, «президент», несут в себе выраженную окраску самостоятельности.

Если обобщить, то в последнее время руководство страны заявляет о приверженности разумному консерватизму. Но как отмена предельного срока полномочий, так и губернаторского статуса ставят эту разумность под вопрос.

Экс-депутат Законодательного собрания Иркутской области второго созыва Анатолий Дубас считает, что увеличение срока полномочий губернатора чревато сращиванием власти и бизнеса:

- Уже сейчас, при двух сроках нахождения губернаторов у власти, складываются кулуарные команды, во главе которых стоят финансово-промышленные группы. Губернаторы со временем утрачивают влияние и, соответственно, становятся все дальше от своих избирателей. В дальнейшем политическую судьбу губернаторов, а также кандидатов в депутаты Госдумы определяет количество средств, которые они готовы потратить на кампанию. Не так давно была опубликована статья о том, что на это требуется порядка 20 миллионов рублей. Это становится препятствием для достойных, порядочных кандидатов, лишенных таких сумм. А как раз-таки те, кто обладает такими связями и деньгами, смогут побороться за кресло губернатора.

На сегодняшний день президент уже имеет право отрешать от должности, выражать недоверие губернатору. Однако новый законопроект дает ему возможность поступать так на основе субъективных предпочтений. Это, безусловно, неправильно, партийная принадлежность или личная неприязнь не должны играть ключевую роль. Нельзя расписывать регионы по квотам – эту отдаем коммунистам, ту – единороссам. Ставить на должность нужно по опыту, грамотности и порядочности. Кстати, в этой связи важно вспомнить и другие решения. Мы видим, что со временем продлевался возраст возможного пребывания чиновников на государственной службе. Это связано с дефицитом кадров. Считаю, что обратить внимание нужно сейчас именно на подготовку специалистов. А не удерживать тех, кто лоялен, в том числе ценой бессрочного пребывания на своем посту.

Тина Синявская, ИА «Альтаир»


Яндекс.Метрика