Несмотря на «замороженное» состояние федерального законодательства – решение о муниципальной реформе – а это, в частности, законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» – «зависло» в Государственной думе, изменения в местном самоуправлении набирают ход. Тем более что еще 1 мая 2019 года вступил в силу закон №87-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому можно создавать муниципальные округа. Поэтому необходим лишь импульс как снизу, из муниципальных образований, так и сверху, из регионального (областного, краевого, республиканского) правительства. Такой импульс, как правило, имеется, причем Иркутская область не стала исключением. А стержень предстоящих и, на некоторых территориях, уже происходящих перемен – укрупнение муниципальных образований с расформированием местного самоуправления как самостоятельной единицы на первом уровне – в поселковых, сельских, городских поселениях. Первыми к муниципальной реформе в Прибайкалье присоединились в Чунском и Усть-Илимском районах. На подходе еще несколько территорий – например, Усть-Кутский, Иркутский, Шелеховский, Братский районы.
«Основная пружина муниципальной реформы – катастрофическая нехватка профильных специалистов в муниципалитетах малого и среднего размера, – отметил в интервью ИА «Альтаир» директор Центра общественно-политических, правовых и коммуникационных проектов, иркутский юрист и политолог Владислав Шиндяев. – Да и откуда им взяться при населении в несколько тысяч человек? Уже много лет мы видим, что в небольших муниципалитетах много случайных, неподготовленных людей, которые не обладают необходимыми знаниями, компетенциями. Например, они не могут подготовить земельные участки для строительства, документацию для дорожного ремонта, обеспечить надлежащую работу коммунальных служб, элементарно войти в целевые программы по развитию. Отсюда, кстати, много уголовных дел в связи с халатностью, превышением полномочий должностных лиц – не по умыслу, а из-за профессионального несоответствия занимаемой должности».
Владислав Шиндяев: «Муниципальная реформа не должна быть заложницей выборов»
По мнению Шиндяева, сокращение числа муниципалитетов во многом решит эту проблему: «Примерно 40, а не сотни, как сейчас, муниципальных образований в Иркутской области, – это оптимальное количество, чтобы обеспечить местное самоуправление подготовленными кадрами. Сейчас это единственный способ решения проблемы».
Эксперт предостерег как от пробуксовки, так и от форсирования муниципальной реформы, а также от привнесения в этот процесс элементов политической борьбы: «Реформа не должна быть заложницей выборов, поэтому все основные решения будут приниматься вне и после избирательной кампании, которая идет сейчас в ряде муниципальных образований нашего региона, да и по всей стране. Хотя, конечно, полностью уйти до выборов от обсуждения этих вопросов вряд ли удастся».
Под иным, скептическим углом зрения смотрит на происходящие события иркутский политконсультант Максим Зимин: «Конечно, с позиций укрепления вертикали власти, сосредоточения основных финансов в руках относительно узкой группы лиц, а также дальнейшей централизации всего и вся, муниципальная реформа в ее нынешнем виде – это плюс. Но, с другой стороны, она еще более ослабляет гражданское общество, ведет к фактической ликвидации местного самоуправления».
В своем комментарии для ИА «Альтаир» эксперт напомнил, что двухуровневая система местного самоуправления – это не наследие 1990-х: «Она введена в 2000-х, при раннем Путине, ее оператором на федеральном уровне был Дмитрий Козак, а в Иркутской области – Людмила Берлина. Основной идеей реформы было приблизить власть к населению, чтобы ближайший муниципалитет находился в пределах пешей доступности (за один день) для жителей любого населенного пункта. Это особенно актуально для нашего региона с его большими расстояниями».
Максим Зимин: «Власть пытается преодолеть трудности, которые сама же и создала»
«Да, у муниципалитетов первого уровня, вообще у небольших муниципалитетов не хватало специалистов. Просто потому, что не хватало денег. То есть полномочия сверху дали, а финансами не обеспечили. Так давайте обеспечим, изменим налоговую систему, а не будем уничтожать местное самоуправление как таковое, – продолжил Максим Зимин. – А то получается так: раз вы на коленях, с протянутой рукой, то мы вас ликвидируем. Может быть, вместо этого изменить бюджетные приоритеты?». Он отметил, что, согласно реализуемой концепции, на первом уровне, как правило, останутся лишь местные представительства власти муниципального округа, но «это ненадежная конструкция – сегодня есть, а завтра, скажем из-за нехватки финансирования, такое представительство закроют, это можно будет сделать в рабочем порядке».
Говоря о самом процессе реформирования, эксперт отметил наличие, по его мнению, определенных перекосов: «Например, сейчас в сельских, поселковых муниципалитетах Иркутского района стали проводить сходы населения, чтобы определить позицию по созданию Иркутского муниципального округа, но… уже после того, как практически все думы местных поселений проголосовали «за». Так что кампанейщина в этом вопросе всё же присутствует».
Беседовал Юрий Пронин