25 апреля Госдума РФ приняла в третьем, окончательном чтении законопроект №450100-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Законопроект распространяет сбор подписей для большинства партий на региональных и муниципальных выборах. Сейчас проект закона отправлен на утверждение в Совет федерации и президенту РФ.
Законопроект впервые представил 12 февраля председатель комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Соавторами числились сам Плигин, его коллеги по «Единой России» Балаш Балашов, Валерий Иванов, Виктор Кидяев, Алена Аршинова, а также Вадим Деньгин от ЛДПР и Михаил Емельянов от «Справедливой России». 19 марта он прошел первое, а 23 апреля – второе чтение. Представленный как межфракционный, он получил полное одобрение трех фракций, участвовавших в его презентации. Только коммунисты не голосовали за этот законопроект, хотя и «против» голосовать тоже не стали.
Поправки в закон «Об основных гарантиях избирательных прав…», как всегда, «подготовлены в целях дальнейшего совершенствования партийно-политической системы в Российской Федерации». Впрочем, иное сложно представить. Поправки завершает политику «Пусть расцветет множество цветов (партий)», которую с такой помпезностью представил после событий на Болотной площади тогда еще президент Дмитрий Медведев. Новые поправки в корне противоречат и заявлению Владимира Путина от 20 ноября 2013 года, в котором тот подчеркнул, что практика участия большого количества партий в выборах сыграла «положительную роль» в развитии нашей политической системы. Видать, сыграла и теперь пора ей «отыграть» в деревянный ящик.
Фильтры для партий, освобождающие их от процедуры сбора подписей, расписаны в статье 35 закона. Разобраться в них помогли юрист Владимир Луньков и политолог Максим Зимин.
Пункт 3 указывает, что на выборах депутатов законодательных органов субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований выдвижение политической партией кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов не требует сбора подписей избирателей в случае, если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Госдумы РФ был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
Таким образом, помимо четырех парламентский партий («Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР), на выборах депутатов любого законодательного органа субъекта РФ (в том числе следующего состава Заксобрания Иркутской области) и любых муниципальных выборов от сбора подписей освобождена партия «Яблоко», получившая на выборах в Госдуму 2011 года 3,43 процента избирателей.
Пункт 4 дает дополнительную возможность не собирать подписи при выдвижении партией кандидата по одномандатному (многомандатному) округу, списка кандидатов на выборах депутатов законодательного органа субъекта РФ, представительных органов муниципальных образований в данном субъекте РФ в случае, если список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов законодательного органа данного субъекта РФ был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу.
Значит, к четырем госдумским партиям и партии «Яблоко» в Иркутской области добавляется партия «Гражданская платформа», допущенная к распределению депутатских мандатов Заксобрании нашего региона. А также «Коммунистическая партия социальной справедливости» (КПСС) – одна из «богдановский партий» (Андрей Богданов – столичный политтехнолог, известен как специалист по «изготовлению» партий-спойцлеров), которая хоть и не прошла в Заксобрание, но получила 3,26 процента голосов. Кстати, это партия включила тогда в список избирателей по Иркутской области мертвую бабушку из Курской области.
Пункт 5 дает еще две гипотетической возможность партиям не собирать подписи, но только на выборах депутатов законодательного органа субъекта РФ:
а) список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов в представительные органы муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов хотя бы в одном из них.
Речь идет о выборах дум городских округов по смешанной системе. На территории Иркутской области выборы подобным образом проходили лишь дважды – 4 марта 2012 года Думу города Саянска и 10 июня того же года в Думу города Усолье-Сибирское. На выборах в Саянске участвовали и получили мандаты только две партии: «Единая Россия» и ЛДПР. На усольских выборах четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Этим партия и так не нужно собирать подписи в соответствии с пунктом 3 данной статьи.
С учетом того, что законодатель отменил обязательность смешанной системы на муниципальных выборах и большинство муниципалитетов внесли поправки в уставы о возвращении исключительно мажоритарной системы, вряд ли данная возможность будет по-настоящему действующей. Теоретически разве что лишь выборы в Братскую городскую думу могут добавить такое право за кем-то из новых партий.
б) на последних выборах в представительные органы муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации за списки кандидатов, выдвинутые политической партией, в сумме проголосовало не менее 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного субъекта Российской Федерации
Неясная формулировка: речь идет о совокупности всех выборов муниципальных дум последних созывов или о выборах, непосредственно предшествующих выборам нового состава Заксобрания. Она нуждается в уточнении. В ином случае могут возникнуть спорные ситуации. Если, конечно, и новый закон не будет отправлен в утиль прежде, чем пройдут очередные выборы в Законодательное собрание Иркутской области.
В пункте 6 указывается возможность обойтись без сбора подписей только на выборах депутатов представительного органа муниципального образования – если в этот представительный орган муниципального образования по результатам последних выборов был избран хотя бы один депутат, выдвинутый данной политической партией (в том числе в составе списка кандидатов).
Тут нужно изучать историю муниципальных выборов, выдвиженцам каких политических партий удавалось на них победить. С ходу припоминаются выборы депутатов думы Ангарского городского поселения в октябре 2012 года, когда четверо избранных депутатов были выдвинуты партией «Патриоты России».
Пункт 7 описывает ситуацию, которая еще не применялась на практике, но следует из не менее резонансного законопроекта №469827-6, предусматривающего кардинальные поправки в федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Так, не требует сбора подписей избирателей выдвижение политической партией кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов на выборах депутатов представительного органа поселения, входящего в муниципальный район, если по состоянию на день официального опубликования решения о назначении выборов кандидат, выдвинутый этой политической партией по одномандатному (многомандатному) избирательному округу или в составе списка кандидатов и избранный на последних выборах депутатом представительного органа хотя бы одного поселения, входящего в этот муниципальный район, избран из состава данного представительного органа поселения депутатом представительного органа этого муниципального района.
Пункт 9 обязывает Центральной избирательной комиссии РФ размещать на ее сайте и обновлять список политических партий, попадающих под пункт 3 – то есть освобожденных от сбора подписей на региональных и муниципальных выборах повсеместно.
Пункт 10 обязывает избирательных комиссии субъектов РФ размещать на своих сайтах и обновлять список партий, на которые распространяется действие пунктов 4–7.