Рабочее совещание по вопросу исполнения закона «О статусе административного центра Иркутской области» прошло 8 июля в Законодательном собрании Прибайкалья. Как сообщает пресс-служба ЗС, депутаты попытались найти оптимальные механизмы поддержки областного центра, не нанося финансового ущерба другим муниципалитетам региона.
– Иркутск испытывает повышенную антропогенную нагрузку на всю инфраструктуру, и расходы на ее содержание ежегодно растут. Поэтому нам важно найти оптимальные механизмы поддержки областного центра, сохранив при этом сбалансированность областного и муниципального бюджетов, – отметил Александр Ведерников, открывая совещание.
По мнению спикера областного парламента, реализация закона об административном центре не может идти в ущерб другим муниципальным образованиям: их уровень поддержки снижаться не должен.
В соответствии с законом о «О статусе административного центра Иркутской области» Иркутск имеет особый статус, и регион должен софинансировать исполнение расходных обязательств города. При этом объем субсидий, направленный на эти цели из областного бюджета, не может быть менее одного процента от объема налоговых доходов областного бюджета. Однако в силу различных причин этот уровень в последние годы не достигался.
В связи с этим мэр города Руслан Болотов внес в Законодательное собрание законопроект, которым предложил пересмотреть подход к выделению средств городу, изменив форму финансовой поддержки областного центра с субсидий на иные межбюджетные трансферты. Комитет по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении после рассмотрения законопроекта решил создать рабочую группу, чтобы проработать все аспекты вопроса и определить механизмы реализации закона.
Руслан Болотов рассказал, что потребность в финансировании растет в том числе потому, что растет численность населения муниципального образования, увеличивая нагрузку на социальные объекты, дорожную сеть. Остро стоят вопросы со строительством и ремонтом поликлиник, школ и детских садов, нехваткой педагогических кадров, дорожным строительством, обновлением муниципального автопарка, берегоукреплением, заменой коммунальных сетей, переселением из аварийного жилья.
Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова предложила разграничить полномочия города как обычного муниципального образования и как административного центра для того, чтобы определить цели, на которые Иркутск должен получать софинансирование. В частности, как административный центр город является местом проведения межмуниципальных областных и международных мероприятий, местом расположения органов власти, дополнительную нагрузку в связи с этим испытывает и общественный транспорт.
Александр Ведерников также обратил внимание на данные по мобилизации налогов, предоставленные городской администрацией. Он предложил проанализировать их на рабочей группе совместно с налоговой службой и профильными министерствами, чтобы иметь объективную картину налоговой обеспеченности на душу населения в Иркутске. Спикер также согласился с предложением о необходимости уточнения полномочий, которые город выполняет именно как административный центр. Он попросил мэра Иркутска предоставить соответствующие предложения, чтобы в дальнейшем рассмотреть на рабочей группе и принять взвешенное решение.