Комитет Госдумы по федеративному устройству и местному самоуправлению 15 мая утвердил поправки к законопроекту о муниципальной реформе, рекомендовав нижней палате принять его во втором и третьем, окончательном, чтении во вторник, 20 мая. В силу закон может вступить в начале июня. Как сообщил председатель комитета, представитель «Единой России» Виктор Кидяев, депутаты решили, что мэры все-таки могут избираться населением, однако окончательно процедуру голосования будут определять губернаторы. Об этом сообщают ряд федеральных СМИ, включая газеты «Ведомости» и «Московский комсомолец», агентство «Росбизнесконсалтинг» (РБК), портал NEWSru.com.
Законопроект, подготовленный группой членов фракции «Единой России» во главе с Вячеславом Тимченко, был принят Госдумой в первом чтении 15 апреля. Главным его нововведением стало утверждение новой модели местного самоуправления — городского округа с внутригородским делением. В них предусматривалась отмена прямых выборов мэров и депутатов городских дум.
Из районных советов в крупных городах (в Прибайкалье к таковым отнесены Иркутск и Братск) предлагалось делегировать депутатов городских дум, а из них, в свою очередь, выбирать глав городов (мэров). При этом институт назначаемых сити-менеджеров (глав администраций) — реальных руководителей исполнительной власти — для этой модели предполагалось сделать обязательным для муниципалитетов всех уровней, включая муниципальные районы и городские поселения.
Предлагаемая реформа вызвала жесткую критику представителей ряда регионов страны, а также думских партий КПРФ и «Справедливая Россия», партии «Гражданская платформа», «Яблоко», РПР-ПАРНАС. В итоге в Кремле подготовили большой пакет поправок, и 15 мая члены профильного думского комитета их одобрили без обсуждения.
Поправки допускают два варианта — многоступенчатые выборы или прямое избрание мэров и депутатов. Схему будут выбирать в каждом регионе самостоятельно (во всяком случае, так теперь сказано в законопроекте). Городской муниципальный совет может создаваться из числа депутатов внутригородских районов, а может избираться населением на прямых выборах. В первом случае регионы могут ввести нормы представительства для районов в зависимости от численности жителей, а не поровну, как предлагалось вначале.
Способ наделения полномочиями мэров городов также определит власть субъекта федерации, причем решающее слово теперь будет не за региональным парламентом, а за губернатором. Способов в законопроекте прописано тоже два — выборы населением или избрание депутатами городского совета из числа местных депутатов. Избранный мэр может возглавлять городскую администрацию (и тогда сити-менеджера не предусмотрено), а избранный депутатами — не может: он станет главой горсовета, а исполнительную власть передадут сити-менеджеру. Субъект федерации определит и источники доходов бюджета внутригородских районов в городах.
Значительная часть поправок соответствует тому, что предложил после первого чтения близкий к Кремлю Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), сообщил заместитель руководителя института Александр Пожалов. Он назвал поправки рациональными и обоснованными, а также отметил, что законодательство не только предоставило вариативность регионам, но и добавило вариант, при котором мэр избирается народом, но остается главой администрации.
Депутат Госдумы Дмитрий Гудков раскритиковал принятые поправки, отметив, что теперь выборы мэров отданы на откуп губернаторам и они смогут единолично снимать мэров. Сам парламентарий предлагал избирать депутатов городской думы только напрямую и отменить институт сити-менеджеров. В свою очередь, глава Екатеринбурга Евгений Ройзман высказал газете мнение, что реформа была придумана с единственной целью — отмены прямых выборов мэров.
Петербургский политолог Михаил Виноградов заявил, что законопроект изначально замышлялся как прогубернаторский, а его авторы хотели показать, что право решать отдается не федеральной и муниципальной власти, а регионам.
Ситуация с поправками в федеральный закон о местном самоуправлении породила любопытную ситуацию. По информации нашего агентства, в Иркутском региональном отделении «Единой России», чьи представители «заточены» под скорейшее дублирование федерального закона на областном уровне, т.е. отмену прямых выборов мэров и дум крупных городов, сейчас несколько смущены. «Разумеется, Кремль дал понять регионам, какого решения ждет от них на самом деле — того, которое было в первом варианте поправок без каких-либо альтернатив, — считает руководитель издательского проекта «Кто есть кто в Байкальском регионе» Максим Зимин. – Однако теперь региональные лидеры в глубине души не рады сложившейся ситуации: получается, что они должны «таскать каштаны из огня для хозяина», так как вся ответственность за непопулярные решения, за отмену выборов ложится на них, а руководство страны как бы в стороне».
Еще резче оценивает ситуацию иркутский политолог Владимир Сериков: «Уверен, что губернатор Ножиков принял бы сейчас решение сохранить прямые выборы мэров и городских депутатов. Во-первых, зачем главе региона власть самодержца, командующего, вопреки Конституции, местным самоуправлением, если на словах он за демократические процедуры? Во-вторых, нужна ли ему ответственность и головная боль за единоличные, без участия избирателей, назначения буквально повсюду? Но так мог считать глава региона с широким кругозором, лично не связанный с крупным бизнесом и вообще, по имущественным стандартам для руководителей его уровня, человек бедный».
Тем не менее, уверен эксперт, нынешний губернатор Сергей Ерощенко в случае принятия поправок, допускающих – во всяком случае, формально – два варианта действий, оказывается в сложной ситуации: «С одной стороны, велик соблазн «забрать всё», «командовать всем», а заодно выполнить тайные желания Москвы. С другой же, Сергей Владимирович в течение 2013 года и в начале 2014-го, до появления законопроекта, ликвидирующего большинство муниципальных выборов, много раз публично высказывался за прямое, всенародное избрание мэров. И как будто не имел ничего против прямых выборов в думы крупных городов. Но если иркутскому губернатору будет предоставлено право решать этот вопрос, то логично было бы ожидать от него сохранения выборов. Выходит, глава региона получил прекрасную возможность воплотить в жизнь свои же слова, и почему бы не воспользоваться ею. Поэтому вопрос «Что скажет губернатор в отношении муниципальных выборов?» становится важнейшим в политической жизни региона на ближайшие несколько недель».