... Иркутск
Доллар
Евро

Реформа местного самоуправления: Шуба — осторожно «за», Левченко — категорически «против»

Законопроект о реформе органов местного самоуправления поддерживается правительством Российской Федерации и администрацией президента России. Об этом сообщил заместитель председателя комитета Совета федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель Законодательного собрания Иркутской области в верхней палате российского парламента Виталий Шуба. По его мнению, новый закон должен сделать доступной власть населению, усилить роль влияния населения на органы власти. И сделать так, чтобы было влияние населения и других уровней власти на действия муниципальной власти. Об этом сообщает РИА «Иркутскмедиа».

«Я бы не сказал, что это реформа. Президент в своем послании Федеральному собранию 12 декабря эту тему озвучил, сказал, что нам необходимо сделать муниципальную власть более доступной и более прозрачной. На мой взгляд, не только необходимо менять механизм выборов руководителей местного самоуправления, но и на уровне больших городов и муниципальных районов пересматривать структуру городских округов», — считает сенатор.

Ошибки были допущены, по мнению Виталия Шубы, при принятии 131-го закона о местном самоуправлении. В Иркутской области 42 муниципальных образования второго уровня — это городские округа и муниципальные районы и более 400 муниципалитетов первого уровня — поселения.

«Я думаю, что подход был сделан с одной стороны в соответствии с законом при определении границ муниципальных образований. Но с другой стороны отсутствовало творчество и явно прослеживается в тот момент лоббизм некоторых бывших руководителей исполнительной и законодательной власти Иркутской области. Кто может объяснить, почему Ангарск и Ангарский район — это два муниципальных образования, почему Нижнеудинск и Нижнеудинский район — одно муниципальное образование, Братский район и Братск или Черемхово, Черемховский район и город Свирск? Например, город Свирск имеет такой же статус, как Иркутск», — подчеркнул Виталий Шуба.

В законе было несколько критериев, которые позволяли определить границы муниципальных образований. Первый, — доступность власти, говорит сенатор. Территория Иркутской области равняется 770 тыс. кв. км, а плотность населения низкая и разбросанность населенных пунктов очень значительна.

«Да, до первого уровня можно дотянуться. Но получилось так, что поселения не имеют достаточной налоговой базы и финансовых ресурсов, чтобы исполнять те полномочия, которые закреплены за ними законом. Они в своем большинстве идут на следующий уровень — в район, чтобы им выделили деньги из-за отсутствия собственных финансов», — отметил представитель Иркутской области в СФ.

«Второе: постоянно обсуждается тема межбюджетных отношений и все говорят, что собственных налогов должно быть больше у муниципальных образований. Однако невозможно найти такую формулу, чтобы более чем на 50 процентов бюджеты муниципальных образований наполнялись собственными доходами из-за того, что у территорий разный экономический потенциал», — говорит сенатор. 

«Мне представляется, что нужно было учитывать экономический потенциал муниципальных образований. Например, Братск и Братский район. Лесосырьевая база находится в Братском районе, а переработка — в Братске. То есть продукция с высокой добавленной стоимостью выходит в Братске, естественно, налоги уплачиваются в городской бюджет. Также Усть-Илимск и Усть-Илимский район. Нужно было это учитывать, и можно было передавать больше налогов с регионального и федерального уровня. Но, например, передали весь налог на доходы физических лиц, перефинансировали крупные города — Братск, Иркутск и т.д. А таким муниципальным образованиям, как Братский район, этого будет недостаточно. Приходится изымать, а нет механизма изъятия. Можно по единой формуле только передавать. Этим нужно заниматься», — считает Виталий Шуба.

Следующее действие, по мнению сенатора, это четкое закрепление полномочий между уровнями власти — муниципальным, региональным и федеральным, и после этого изменение как бюджетного, так и налогового законодательства, распределение доходов между уровнями бюджета.

«В новом законопроекте предлагает такой механизм избрания власти, например, такого города как Иркутск: избираются на уровне округов депутаты, далее идет делегирование в городской совет, избирается председатель и избирается сити-менеджер. В этой ситуации появляется влияние региональной власти, конечно, исполнительная власть будет больше влиять на действия сити-менеджер или главы администрации муниципального образования. Я не могу сказать, когда будут применены новые нормы на территории Иркутской области, если закон будет принят», — подчеркивает Виталий Шуба.

По плану сейчас законопроект рассматривают регионы, посылают свои предложения, затем в Госдуме в первом чтении его будут рассматривать. Затем второе чтение и поправки, затем его снова в регионы направят, чтобы собрать предложения субъектов РФ. По графику, который утвержден, этот закон в Совете федерации будет рассматриваться в конце мая, и, по предложению авторов, должен вступить в силу до 1 июня.

«Но внутри закона содержаться нормы, которые говорят, что органы власти субъектов РФ должны принять свои законы. Успеет ли Иркутская область принять — это вопрос. Потому что работа очень серьезная, важная», — пояснил Виталий Шуба.

Сенатор заметил, что он лично с осторожностью относится к новой инициативе. «Если говорить, какой модели я привержен, это все-таки прямые выборы мэра. Хотя может случаться и такое, когда прямо на выборах снимаются все кандидаты. Или, например, Александр Серов в Братске, я его давно знаю, но он был абсолютно не готов управлять целым городом, который вносит большой вклад в экономику Иркутской области. Так что в этом тоже есть свои риски», — подытожил представитель Иркутской области в Совете федерации. 

Иную точку зрения озвучил на пресс-конференции 31 марта лидер иркутских коммунистов, депутат Государственной думы Сергей Левченко. Он назвал федеральный законопроект поправок в документ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», внесенный в марте фракциями «Единая Россия» и ЛДПР, «не соответствующим идеям местного самоуправления». Об этом сообщают информационные агентства «Телеинформ» и «Новости МК Байкал».

Левченко напомнил, что законодательство о выборах в России меняется чаще, чем проходят сами выборы. Например, в Иркутске был принят новый вариант устава, в соответствии с которым выборы в городскую думу должны проходить по смешанной системе, но выборы по нему так и не состоялись, и была возвращена прежняя одномандатная избирательная система.

Задача этих перманентных изменений, по мнению Левченко, состоит в том, чтобы оппозиция не успевала приспособиться к новым условиям и обстоятельствам. Причем повод для перетряхивания законодательства может быть любой — вспомним хотя бы трагедию в Беслане, с которой Путин каким-то образом умудрился связать отмену выборности губернаторов. Сейчас институт выборов сокращается уже в сфере местного самоуправления.

Как заметил Сергей Левченко, отвечая на вопросы журналистов, увеличение численности депутатского корпуса само по себе могло бы стать положительным моментом, но другие изменения сводят на нет это преимущество. Сходство с советской системой лишь внешнее: тогда у депутатов была возможность контролировать исполнительную власть и снимать с должности её представителей. Этот же законопроект отступает от сути местного самоуправления, лишая его остатков полномочий и ставя в полную зависимость от вышестоящих органов власти. Сейчас у представительной власти нет возможности реально контролировать исполнительную, и новый закон лишь ухудшит ситуацию.

Сергей Левченко сообщил, что единого решения насчет того, поддерживать или нет законопроект, фракция КПРФ в Госдуме еще не приняла, тематического заседания не было. «Но в принципе отношение отрицательное, видимо, будем голосовать «против», — резюмировал Сергей Левченко.

Парламентарий считает, что чисто арифметически увеличение числа депутатов — это хорошо, однако минус законопроекта, по мнению лидера иркутских коммунистов, — в том, что они резко теряют свои полномочия, и «система местного самоуправления дискредитируется».

Также Сергей Левченко отметил, что предлагаемый законопроект копирует советскую систему только внешне «Механическое, сугубо арифметическое разделение по округам не передает сути образа формирования власти. Раньше, при советской власти, была система, когда представительная власть контролирует исполнительную. В новом законопроекте не заложено этого принципа подчинения и контроля», — подчеркнул Сергей Левченко, пояснив, что система назначения глав муниципалитетов коснется только тех населенных пунктов Приангарья, которые имею районное или окружное деление, — это Иркутск, Ангарск и Братск.

Законопроект предполагает введение еще двух видов муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. В городах, имеющих районное деление, парламент будет формироваться из состава дум городских районов. Иными словами, в четыре представительные органы Иркутска будет избрано от 60 до 100 депутатов. Главу округа выберут из числа депутатов, администрацию возглавит сити-менеджер. Количество парламентариев в представительных органах увеличится.

В свою очередь депутатов внутригородских муниципальных районов и городских поселений предлагается выбирать посредством прямого голосования.

В 67 городских округах России предлагается ввести двухуровневую систему управления, при которой мэр избирается не на всенародных выборах, а из числа депутатов думы городского округа, и обладает лишь формальными (представительскими) полномочиями. Если поправки примут, в Иркутской области прямые выборы мэров будут отменены в Иркутске, Братске и Ангарске, а также во всех остальных городах.

Сергей Левченко отметил, что от представителей депутатского корпуса, которые должны будут составлять половину комиссии по избранию глав администраций (сити-менеджеров), на самом деле мало что зависит. «Вторую половину комиссии будут составлять представители губернатора, и если хотя бы один депутат проголосует так, как проголосует вышестоящая власть, можно считать, что глава городского округа избран на усмотрение губернатора».

Как подчеркнул Сергей Левченко, фракция КПРФ в Госдуме еще не собиралась для обсуждения этого законопроекта, но уже сейчас можно сказать, что отношение к нему у коммунистов отрицательное. Депутат сообщил, что, скорее всего, фракция будет голосовать «против».

Читайте в ближайшие дни подробный комментарий нашего агентства об изменениях в законодательстве о местном самоуправлении.


Яндекс.Метрика