... Иркутск
Доллар
Евро

Будут ли прямые выборы мэра Иркутска?

Комитет по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении Законодательного собрания Иркутской области рассмотрел поступившие к предстоящей 25 апреля сессии предложения об изменении порядка выборов руководителей муниципалитетов.

Первая инициатива, которую представил член фракции КПРФ Андрей Андреев, заключается в дополнении действующего порядка выборов мэра в Иркутске из числа депутатов городской думы и внесенного губернатором предложение о прямых выборах еще одной системой – выборами сити-менеджера при участии специальной комиссии. Авторы законопроекта предположили, что такой порядок придаст выборам большее значение, поскольку будет введена ответственность за отсутствие решения в течение определенного времени.

Представитель губернатора в ЗС Роман Буянов пояснил, что Сергей Левченко свое мнение не изменил – главу областного центра должны выбирать иркутяне на прямых выборах. Городская прокуратура отметила, что концептуально возражений нет и в федеральном законодательстве предусмотрены три системы выборов (прямые, из числа депутатов и сити-менеджера), но выступила против принятия законопроекта без согласования с городской думой и общественностью. Эту же точку зрения разделяет в целом и министерство юстиции, с одним дополнением: закон о выборах глав местного самоуправления нужно рассматривать и менять в целом, а не по отдельным пунктам. Ассоциация муниципальных образований высказалась в поддержку прокуратуры.

Андрей Андреев попросил уточнить, как общественность может высказать свое мнение еще раз, если с момента отмены прямых выборов в Иркутске прошли десятки митингов, пикетов, круглых столов и других мероприятий с требованиями вернуть прямые выборы. Представитель прокуратуры предложила посоветоваться, например, с Общественной палатой города (то есть с органом, который никто не выбирал). Отвечая на уточняющие вопросы депутата Андреева, представитель прокуратуры признала, что при отмене прямых выборов мнение горожан и общественных организаций не учитывалось, поскольку такое требование было утверждено решением Конституционного суда РФ позднее.

Правовое управление регионального парламента напомнило, что внесенные губернатором и группой депутатов законопроекты касаются одного и того же вопроса, поэтому на сессии они будут рассматриваться одновременно, путем рейтингового голосования. Депутат от КПРФ Антон Романов напомнил, что законопроект губернатора находится в ЗС уже около года, но за это время он так и не был рассмотрен на сессии, поэтому бездействие депутатов может даже стать поводом для роспуска Заксобрания.

– Тот, кто выступит против прямых выборов мэра Иркутска, будет врагом иркутян. Поэтому приоритетным является законопроект губернатора, а законопроект группы депутатов родился из того, что схема нынешних выборов не отвечает требованиям подотчетности мэра каким-либо формам контроля. Мэр не отвечает перед избирателями – они его не избирали, он не отвечает перед депутатами, не отвечает перед губернатором. Это порождает произвол. Группа депутатов выдвинула свой законопроект именно из-за этого. Мы понимаем позицию «Единой России» – ее такая ситуация устраивает, – добавил Антон Романов.

Андрей Андреев прокомментировал сложившуюся ситуацию так: «Бывшее руководство ЗС поставило депутатов в сложное положение, заволокитило столь сложный и важный закон». Члены комитета хотели было перейти к голосованию, но члены фракции ЕР заволокитили вопрос еще раз – в совершенно понятный вопрос о конкретном законопроекте подключили тему согласования этого документа к постановлению Конституционного суда и избранию глав местного самоуправления по всей области, вплоть до самых малых сел.

Во время спора выяснилось, что правовое управление на 180 градусов поменяло свое мнение. И если раньше говорилось, что законопроект губернатора отягощен замечаниями минюста и его нельзя рассматривать в принципе, то теперь предлагается тот же законопроект принять в первом чтении и рассматривать поправки во втором. При голосовании, которое председатель комитета Виктор Побойкин объявил буквально уже личным волевым решением, законопроект был одобрен большинством и будет вынесен на сессию.

Второй вопрос повестки посвятили все тем же выборам, но теперь уже порядку голосования. Депутат Антон Романов предложил отменить досрочное голосование (заменив его голосованием по открепительным удостоверениям), поскольку оно «является фоном для организации массовых фальсификаций и использования служебного положения в личных целях». Более того, при досрочном голосовании никто не запрещает кандидатам и их сторонникам вести агитацию до самого порога кабинки для голосования, в то время как на обычных выборах есть «день тишины». Крайне подозрительно выглядят участки, где досрочное голосование составляет до 40 процентов от общего числа избирателей – это явное злоупотребление правом. Заключение губернатора, озвученное Романом Буяновым, было отрицательное: Конституционный суд запретил отменять досрочное голосование.

На протяжении получаса несколько присутствующих юристов спорили о том, заменяют ли друг друга досрочное голосование и голосование по открепительным билетам, однако к единому мнению так и не пришли. Антон Романов дождался окончания обмена мнениями и еще раз выступил в защиту своей позиции – да, механизмы неравнозначные, да, добросовестные граждане страдают в случае отмены досрочного голосования. Но права граждан, в том числе и избирательные, могут быть ограничены – достаточно вспомнить законодательство о митингах: хотя это право записано в Конституции, ограничить его может даже субъект федерации своим региональным законом. Большинством голосов комитет поддержал законопроект Романова и вынесет его на сессию.

Третий законопроект представил Андрей Андреев – он предложил «декриминализировать» участковые избирательные комиссии, перенеся досрочное голосование на более высокий уровень, то есть в территориальные комиссии. Губернатор в своем заключении поддержал этот вариант. Прокуратура полагает, что закон, по сути, касается всего одного города – только в нем есть несколько территориальных комиссий и нужно еще обсудить: нет ли здесь ограничения прав людей в небольших населенных пунктах. АМО и областная избирательная комиссия указывают в своих заключениях, что законопроект не определяет до конца, в какую комиссию, территориальную или окружную, переносится голосование. Антон Романов счел нужным напомнить, что его законопроект вообще снимает проблему досрочного голосования, но будет голосовать за оба закона, поскольку это будет «шаг вперед в нужном направлении».

Комитет решил принять и этот законопроект для рассмотрения на сессии в окончательном виде.

Фото: regnum.ru


Яндекс.Метрика