Председатель правительства Иркутской области Александр Битаров (на фото) и его заместитель Руслан Болотов провели пресс-конференцию, посвященную проблеме «разморозки» тарифов на услуги ЖКХ.
Поздоровавшись с журналистами, Александр Битаров отметил, что в зале присутствует не так много журналистов, как он ожидал.
— В Интернете страсти кипят, а вопросы задавать некому, — отметил Битаров. Объяснение напрашивалось самое простое: задать вопрос означает разобраться, а многие СМИ пишут лишь для того, чтобы обвинить правительство Сергея Левченко в тех проблемах, которые были созданы правительством Сергея Ерощенко.
Александр Битаров описал положение дел в экономике области как «печальное». Многие предприятия сокращают отчисления по налогу на прибыль предприятий, одновременно сокращается налог на доходы физических лиц и в итоге правительству не удается сбалансировать бюджет 2015 года. Федеральное правительство приняло решение оказать области помощь в размере почти 3 млрд рублей — это один из самых больших траншей в стране и ответ тем, кто в канун второго тура распускал слухи в стиле «вот придет коммунист и федеральное правительство перестанет помогать». Получилось как раз наоборот.
Но федеральное правительство не решает проблемы до конца, и правительство области продолжает работать с крупными налогоплательщиками. Три года назад правительство Сергея Ерощенко получило бюджет с долгом всего в 4 млрд рублей, а передало дела правительству Сергея Левченко с дефицитом более 10,5 млрд и государственным долгом более 21 млрд. К концу 2017 года правительство Ерощенко (если судить по проекту трехлетнего бюджета на 2015-2017 год) готово было нарастить долг до 40 млрд. Обслуживание государственного долга в ближайшие годы может достичь предельных значений — 5-6 млрд рублей в год. Есть регионы, у которых долг больше, но по темпам роста этого долга, мы одни из самых первых в стране.
— Через два-три года мы уже не сможем брать кредиты у коммерческих структур, а Минфин РФ уже дал нам почти половину наших займов, около 10 млрд рублей. Если мы не сможем платить свои долги и сокращать расходы на обслуживание, Минфин РФ просто изымет у нас эти средства, такая практика есть, некоторые регионы уже пострадали. Ситуация осложняется популистскими мерами, которые были приняты правительством Ерощенко во время предвыборной компании. Решение о заморозке тарифов обошлось бюджету области в 2 млрд рублей. Не учтены некоторые расходы, которые в бюджете писали так, а на деле они были намного больше. Например, субсидии для населения в бюджет писали 1,6 млрд, на деле тратили около 2 млрд. Не были предусмотрены дотации на пассажирские перевозки Байкальской пригородной компании: в 2014 году заложили 400 млн, потом в августе 2015 года подписали соглашение, что область заплатит 650 млн — в итоге мы сейчас должны найти 250 млн. Корпорация «Иркут» предъявила правительству счет на 300 млн и обратилась в суд — оказывается, им в свое время неправильно начислили тарифы на тепловую энергию, — констатировал Александр Битаров. — Областные предприятия, например «Облкоммунэнерго» — там ситуация аховая, и попытки обвинить нынешнее правительство в том, что это мы сделали буквально за месяц — ну это бред. Мы сейчас с Русланом Болотовым сейчас разбираемся и работа этого предприятия вызывает очень большие вопросы. Подписан, например, протокол, что «Облкоммунэнерго» должно более 1,6 млрд рублей.И нам уже предлагали подтвердить эту сумму. Мы отказались, я думаю, там намного меньше. Сейчас схема построена так, что предприятие не получает живых денег, все проходит взаимозачетами. Впредь так не будет. Нам нужна неделя на выплату зарплаты, а дальше будем разбираться, менять схему. «Облжилкомхоз» банкрот, «Автоколонна 1880» — банкрот. Все благополучные заявления, которые произносили ранее — полная чушь. Выход у нас такой же, как у всей страны: затянуть пояса и экономить на всем. Иначе у нас хозяйственно-финансовая система рухнет. Ждать финансовой помощи от центра в ближайшие два года нереально.
Председатель правительства напомнил, что в свое время горячо поддержал идею создания Корпорации развития Иркутской области, но вот с практикой ее работы согласиться не может никак: два года 2 млрд рублей просто лежали на банковских депозитах и не приносили никакой пользы. В 2016 году средства корпорации останутся на прежнем уровне, а в 2017 году — если ситуация будет выправлена — правительство готово вернуться к теме бюджетных инвестиций.
Отвечая на вопросы журналистов, председатель правительства пояснил, что использовать средства Резервного фонда можно только в том случае, если объявлена чрезвычайная ситуация. В Рудногорске, например, ЧС объявлена не была, а ситуация выправляется. Как пояснил Руслан Болотов, глава поселения просто опустил руки и занимался шантажом, а заместитель председателя правительства вместо него искал сырье для котельной, затем решал вопросы с транспортом и так далее.
— Нужно было просто исполнять свою работу, причем еще летом, а не делать заявления, — отметил Руслан Болотов.
— Есть ощущение, что многие мэры занимались не подготовкой к зиме, а выборами, — поддержал заместителя Александр Битаров. — Такая же проблема была в Байкальске. Есть проблемы в северных районах: топливо не завезли, можно завести по зимнику, а он будет готов к 15 декабря. Почему мэры не исполняли свои полномочия? Что вы делали летом?.. Думаю, что катастрофы нигде не случится, будем решать по мере появления. Каждый сделает свое дело, и все постепенно решим.
Долги муниципальных образований перед ресурсоснабжающими организациями частично будут перенесены на следующий год. Правительство области обязано будет погасить и все долги перед БППК, потому что в противном случае федеральное правительство урежет финансирование на строительство дорог. К тарифам на пассажирские перевозки будет более пристальное внимание, правительство все-таки является совладельцем БППК и должно вести себя более активно.
— К сожалению, мы часто живем не по средствам, — отметил Александр Битаров. — Некоторые мэры, придя к власти, немедленно решают проблему своего личного передвижения по территории, а какого-нибудь миллиона на выплату зарплат или долгов не хватает. Нужно очень внимательно разбираться с расходами. Например, дополнительные социальные выплаты, которые федеральное законодательство не обязывает нас платить, составляют 8,5 млрд рублей. Нужно разобраться, что это за выплаты, кто их получает, почему. На дрова для сельской местности мы якобы тратим сотни миллионов рублей, машина обходится в десятки тысяч, при красной цене 5-6 тысяч. Многие лежачие больные и даже умершие значатся в отчетах транспортных компаний и мы платим за их перевозки, а они не ездят давно никуда. Это все как раз и идет в долг. Помощь должна быть адресной, я уверен. У многих пожилых людей нет никакой нужды, потому что дети обеспечены, все в порядке, а мы всех под одну гребенку и закладываем в бюджет помощь. Органы социальной защиты должны четко отработать с каждым и дать больше тем, кто действительно нуждается.
Комментируя очередной вопрос о «разморозке» тарифов, Александр Битаров подтвердил расчеты областных экономистов: для жителя области, проживающего в однокомнатной квартире площадью 33 квадратных метра без приборов учета рост квартплаты составит чуть более 100 рублей, для квартиры большей площади — 200-300 рублей. Принципиальным моментом здесь является замечание о приборах учета: так называемая «оплата по среднему» всегда обходится дороже, чем оплата реально полученных услуг. Поэтому для жителей области в очередной раз наступило время переоценить свои расходы и, может быть, обратится к своей управляющей компании с требованием установить такие приборы хотя бы на весь подъезд или дом.
Правительство сознает, что ни федеральный центр, ни инвесторы не дадут области 49 млрд рублей (в ценах 2008-2009 года) на реконструкцию аэропорта Иркутск. Поэтому правительство ставит задачу провести в 2016 году необходимые ремонты, а в более далекой перспективе — переносить аэропорт за черту города. Это решение неизбежно, поскольку природные условия, туманы по 90 дней в году, никаким иным способом не решить. Александр Битаров усомнился в достоверности сообщений о якобы готовности корпорации «Ростех» выделить 100 млрд правительству Сергея Ерощенко — ни один грамотный инвестор не даст деньги на проект, который не может окупиться. Комментируя положение дел в Усолье-Сибирском, Александр Битаров отметил, что этот город действительно признан на федеральном уровне «территорией опережающего развития» — у города есть «якорный инвестор», к нему проявляют интерес еще несколько компаний, перспективы просматриваются. Все остальные города должны ждать своей очереди и перенимать опыт Усолья.
Что касается бюджетной политики на следующий год и даже более длительную перспективу, правительство в первую очередь будет выплачивать заработную плату бюджетникам, эта статья никакому пересмотру не подлежит. Область, скорее всего, уйдет в новый год с долгами по стройкам и по сфере ЖКХ. Правительство берет на себя обязательство завершить все начатые стройки — детских садов и школ в первую очередь. Важнейшей статьей остаются межбюджетные отношения с муниципальными образованиями — область должна исполнить свои обязательства и помочь территориям. Правительство готово выпустить (впервые за несколько лет) областные долговые обязательства, но процесс, включающий согласования в минфине РФ, достаточно сложный и сейчас идет подготовительная работа.