Президент Фонда сохранения памяти и развития наследия первого губернатора Иркутской области Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин усомнился в непредвзятости Конституционного суда России, который признал законной отмену прямых выборов мэра Иркутска. Конституционный суд, по мнению Юрия Курина, давно превратился в юридический отдел «Единой России», который выносит решения, выгодные партии власти.
— Я ожидал именно такого решения, — отметил собеседник агентства. — Эта позиция Конституционного суда исходит из того, что чем дольше партия «Единая Россия» находится у власти, тем меньше побед она одерживает в крупных центрах субъектов РФ, как, например, в Екатеринбурге и Новосибирске, как она, наверное, не выиграла бы и прямые выборы мэра в Иркутске. Это решение Конституционного суда — юридическое подспорье для того, чтобы нынешний политический режим, одной из движущих сил которого является «Единая Россия», как можно дольше удерживался на плаву.
Юрий Курин убежден в том, что партия власти навязала регионам муниципальную реформу, ведь в крупных городах, где проживает более просвещенное, информированное и политизированное население, выиграть выборы сложнее, чем в сельской местности.
— Все видно насквозь. Это в сельских поселениях можно еще какое-то время выборы выигрывать, а в крупных городах побед будет становиться все меньше и меньше. Получается, что в Иркутске прямые выборы проводить не надо, а, например, в Иркутском районе — можно и нужно. Поэтому и придуман такой хитроумный ход, чтобы мэрами становились единороссы не через прямые выборы, а через выборы самими депутатами, — считает Юрий Курин. — Завтра, 3 декабря, юристы России будут праздновать свой профессиональный праздник. К сожалению, те наши коллеги, которые носят мантии членов Конституционного суда, существенно омрачили предпраздничное настроение.
Как известно, 1 декабря Конституционный суд Российской Федерации завершил процесс по делу об отмене всенародных выборов мэра Иркутска по обращению 90 депутатов Государственной думы. Проведение муниципальной реформы было признано судом законным.
Спорное положение закона Иркутской области, по мнению заявителей, является примером того, что обновленное федеральное законодательство допускает установление субъектом федерации для конкретного муниципалитета безальтернативной модели организации власти. Тем самым население Иркутска, с их точки зрения, было лишено права самостоятельно определить наиболее предпочтительный способ избрания мэра. Исходя из этого, они просили проверить указанные законоположения на соответствие Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (часть 3), 12, 32 (часть 2), 130 (часть 2), 131 (часть 1) и 133.
В ноябре этого года Законодательное собрание Прибайкалья решило, что рассмотрит законопроект депутата Владимира Матиенко о возвращении прямых выборов мэра Иркутска после решения Конституционного суда России.
Прямые выборы мэра Иркутска были отменены в феврале 2015 года. Инициатором соответствующих поправок в областной закон стал депутат (ныне — заместитель председателя) ЗС Андрей Лабыгин. По информации нашего агентства, общее руководство действиями по отмене прямых выборов мэра Иркутска осуществляли тогдашний губернатор Сергей Ерощенко и первый заместитель главы областного правительства Николай Слободчиков. Закон поддержали фракции «Единая Россия» и ЛДПР, составляющие большинство депутатов. «Против» голосовали фракции КПРФ и «Гражданская платформа».