Публикуем большой фрагмент интервью руководителя Политической экспертной группы, одного из ведущих специалистов России по региональной политике Константина Калачева (на фото) корреспонденту радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Дыховичному. Эфир передачи о борьбе с коррупцией в российских регионах вышел 11 марта. После обсуждения ситуации с губернатором Сахалинской области Александром Хорошавиным, а также с главами Еврейской автономной и Свердловской областей собеседники переходят к Прибайкалью.
Константин Калачев: «...интересно, что будет дальше, что будет, скажем, с ситуацией в той же Иркутской области, где за два году уголовному преследованию было подвергнуто 6 крупных чиновников правительства области на уровне министров и замминистров».
Алексей Дыховичный: «Не все арестованы, правда».
К.Калачев: «Один находится в Израиле, то есть получил израильское гражданство и уехал в Израиль. Но что касается остальных, ну там действительно были шумные дела, например, когда непонятной фирме предлагали разработать какую-то систему информационного обеспечения для администрации за 100 миллионов. Как потом выяснилось, с откатом в 20. Или когда проводились взрывные работы на дорожной трассе, опять же завышенные не просто в разы, а в десятки раз. То есть серьезные проблемы, связанные с теми губернаторами, которые пришли в кресла губернатора из бизнеса.
В частности, я не случайно вспомнил Иркутскую область — господин Ерощенко. Он был бизнесменом. Да, конечно, здорово, что стал губернатором, передал один бизнес сыну, другой — дочери, третий — жене и так далее. Но конфликт интересов сохранился, то есть, условно говоря, бюджетные заказы, подряды закупки — если они проходят через компании, в которых руководителями, собственниками являются родственники губернатора, то это на самом деле дает основания подозревать, что используются какие-то коррупционные схемы, преимущества служебного положения и так далее.
И ведь Ерощенко такой, собственно говоря, не один. То есть проблемные губернаторы из группы риска, я бы так сказал. В 90-е годы было очень популярно считать, что если человек состоялся в бизнесе, то ему уже ничего не надо, у него деньги есть — он воровать не будет. Сделаем бизнесмена мэром или губернатором, и он не будет воровать по определению, потому что у него все есть. Ничего подобного на самом деле не происходит, то есть человек начинает использовать преимущества своего служебного положения, чтобы решать проблемы собственных бизнесов. Причем иногда очень большой ущерб наносится при этом бюджету страны.
Простой пример: опять же Иркутск вспомним. Там построили ледовую арену стоимостью 800 миллионов рублей. Замечу, что подрядчик имел прямое отношение, то есть учредителем фирмы, которая была подрядчиком, был когда-то нынешний губернатор. Арена так и не запущена, потому что она построена таким образом, что несущие конструкции не выдерживают нагрузки и в принципе находиться там опасно для жизни. 800 миллионов рублей».
А.Дыховичный: «Если говорить об Иркутске, шесть уголовных дел на высокопоставленных чиновников. Насколько я понимаю, это все разные эпизоды и разные дела, верно?».
К.Калачев: «Да. Если интересно, можно даже привести пример. Ну например: летом прошлого года героиня коррупционного скандала Юрия Румянцева, первый замминистра экономического развития, выделила на разработку информационной системы для оказания госуслуг некой фирме 100 миллионов рублей, из которых не менее 20 миллионов, как считает следствие, было отката.
Дальше. Экс-министр социального развития и опеки Семен Круть пойман на взятке. Замминистра экономики Рита Низамова — такая же история. Платная помощь за трудоустройство на государственной должности — бывший министр экономического развития региона.
Но самые громкие резонансные дела: расследование коррупционной деятельности министра промышленной политики лесного комплекса Иркутской области Кирилла Торопова и министра строительства Михаила Литвина, который сейчас как раз в Израиле находится. Чиновники обвиняются в многомиллиардных хищениях при освоении средств дорожного фонда.
Кстати, коррупционные скандалы там привели к публичным протестам. То есть, например, строители выходили там на митинги многотысячные, потому что строительные подряды стали получать какие-то непонятные компании, ранее неизвестные и даже не иркутские. Конечно, там нет доказательств того, что эти компании аффилированы с губернатором, но сам факт. То есть возникли серьезные вопросы и серьезные проблемы. И если бы Иркутская область была единственным таким регионом, но это не единственный такой регион, где возникает серьезный конфликт интересов.
И понимаете, одно дело, когда воруют с доходов, другое дело, когда воруют с убытков. Например, долг Иркутской области сейчас реально растет, бюджет дефицитный. В 16-м году ожидается, что долг дорастет до 45 миллиардов, и возникает вопрос: «А деньги откуда?». То есть все рассчитывают, что государство поможет, федеральный центр как-то проблемы решит. При этом замечу, регион ведь перспективный: там на севере начали добывать нефть — поступления вроде бы увеличились. Но почему растут долги региона? И проблема долговой нагрузки на регион, проблема исполнения социальных обязательств.
Опять же простой пример: губернатор думает, что в этом году он пойдет на досрочные выборы, хотя ему разрешения никто не давал, а может быть, в следующем году пойдет на выборы. Объявляет на два года заморозку коммунальных тарифов. Сугубо популистское решение, потому что, во-первых, через два года они должны будут резко возрасти, а во-вторых, на самом деле это же, собственно говоря, решение за счет других регионов, я бы так сказал».
А.Дыховичный: «Я правильно понял вас, что центр в настоящий момент, с вашей точки зрения, готов закрыть глаза, когда воруют с доходов, но когда начинают воровать с убытков, как вы выразились, то это уже перебор».
К.Калачев: «Я бы так сказал, что на самом деле это раньше было, раньше закрывали глаза. Я помню, был в одном южном регионе, весьма процветающем и перспективном, общался с чиновниками региона. Я говорю: „Как у вас все здорово!“ И как раз мне этот чиновник высокопоставленный сказал: „Мы не воруем с убытков — мы берем с доходов. Мы помогаем бизнесменам, они нас благодарят, но все это в интересах развития“. То есть на самом деле была такая модная тема, что коррупция — смазка экономики; что на самом деле без этого не обойтись, и в принципе благодарность чиновнику — это не так плохо, если чиновник решил какое-то дело.
Но совершенно другая история, когда, условно говоря, есть деньги на дорогу, а дороги нет. Или выделяются деньги на капитальный ремонт, а ремонта нет. На переселение — а переселения нет. На детские сады, например... Вот в Иркутской области серьезная проблема с детскими садами: деньги есть, а детских садов нет. То есть то, на что раньше закрывали глаза, то есть, условно говоря: бери по чину — так вот, если честно — не зарывайся, может быть, делись — и живи спокойно.
Сейчас это становится совершенно нетерпимым и, кстати, еще одной простой причине — что антикоррупционную повестку либо реализует власть, либо реализует оппозиция. И я думаю, что усилия оппозиции по реализации антикоррупционной повестки тоже вызывали определенные размышления власть имущих, которые решили, что лучше эту тему у оппозиции отобрать и бороться с коррупцией самим, чем отдать эту тему, например, Навальному.
А.Дыховичный: «Если взять ту же самую Иркутскую область, шесть разных уголовных дел — так ведь?».
К.Калачев: «Да... Можно, конечно, говорить, что губернатор сам избавится от коррупционеров, но тогда вопрос: зачем он их брал? Можно говорить о том, что он не несет ответственности за них. Кстати, часто встает вопрос о разделении полномочий губернатора и председателя правительства области, и, возможно, правительство области возглавит бывший силовик. То есть, условно говоря, губернатор хочет уйти от ответственности. Но в любом случае, мне кажется, когда в каком-то регионе речь идет не о частном случае задержания какого-то отдельного министра, а когда 6 человек, 5 человек, 4 человека подпадают под уголовное преследование — рыба, как известно, тухнет с головы. Надо задуматься о том, насколько соответствует руководитель, который берет этих людей на работу».
А.Дыховичный: «Так ваш прогноз?..».
К.Калачев: «Мой прогноз, что в этом году кто-то из губернаторов может последовать за Хорошавиным. Разные есть по этому поводу версии. Вот недавно Счетная палата закончила проверки в Свердловской области, проверки нелицеприятные совершенно и неприятные для господина Куйвашева. Есть серьезные проблемы с Иркутской областью, есть серьезные проблемы с другими территориями. Но если федеральный центр намерен доказать жителям страны, если Кремль намерен доказать населению, что случай Хорошавина — это не пример борьбы за нефть и газ, а это пример борьбы с коррупцией, то в таком случае нельзя останавливаться на достигнутом, совершенно логично. В таком случае нужно продемонстрировать и решимость в отношении руководителей и других территорий...
Я абсолютно уверен, что усилия наших правоохранителей по борьбе с коррупцией будут нарастать. Кризисные явления в экономике вынуждают федеральный центр отслеживать ситуацию в регионах, чтобы не допустить социальных потрясений, чтобы экономический кризис не перерос в социальный. А коррупция — это как раз то, что может спровоцировать перерастание экономического кризиса в социальный, а социальный кризис чреват кризисом политическим...
Сейчас речь идет о том, что какие-то губернаторы могут подвергаться преследованию еще в момент, когда они остаются во главе региона, хотя есть возможность каких-то досрочных отставок. Я думаю, что чистка губернаторского корпуса еще продолжится. Кстати, у нас в стране есть пять губернаторов, у которых антирейтинг выше рейтинга. Есть губернаторы, пришедшие из бизнеса. Мне кажется, что сейчас, по прошествии какого-то времени, эксперимент с бизнесменами, которые стали губернаторами, должен был признан неудачным, и, кстати, иркутский губернатор — тому типичный пример...
Люди, имеющие такой политический вес, как мэр Москвы Собянин, — это люди, прошедшие хорошую школу. Вот больше, чем уверен, что касается Собянина, что он никак не подставится серьезно, потому что на самом деле человек прошел серьезную школу. Он был главой Тюменской области, он возглавлял администрацию президента. Он сам прекрасно знает все это изнутри. Он руководил всей региональной политической жизнью фактически, пусть через Суркова и так далее. А есть люди, которые вознеслись внезапно. Вот мне кажется, что самая большая проблема — это с теми, кто вознесся внезапно. У них начинается кессонная болезнь. То есть человек вчера еще был непонятно кем — сегодня вдруг каким-то чудесным образом нашелся у него покровитель какой-то — стал, скажем, главой региона. Поймал звезду — крышу снесло. Почувствовал себя царьком на территории — и понеслось!».