... Иркутск
Доллар
Евро

Искушение роскошью, или Бриллиантовые скрепы для кесарей и пастырей

Разумеется, буквально лавину информации об излишествах власть имущих можно даже не рассматривая («чохом») списать в злопыхательские, а то и клеветнические измышления, на которые объект критики «не обращает ни малейшего внимания, так как занят серьезной, настоящей работой». Тем более что «заглядывать в чужой карман – это моветон», «как хочу, так и живу», «мои деньги, и кому какое дело, куда я их трачу» и т.д. и т.п.

Однако было бы наивно или неискренне утверждать, что такие отговорки убедительны и общественность на этом успокоится. К тому же социальное неравенство зашкаливает, и чувство несправедливости, часто помноженное на зависть (в китайском варианте – «болезнь красных глаз»), ширится и крепнет. А источником или первоисточником неимоверного, баснословного богатства нередко является государственный бюджет и/или государственное имущество.  

2-1.jpg
Если бы все наши миллиардеры жили, как, например, Билл Гейтс, – небедно, но и без вычурностей, то было бы еще полбеды. Фото zen.yandex.ru

Добавим и элементарное чувство меры, такта, вкуса, стиля. Если бы все наши миллиардеры жили, как, например, Билл Гейтс, – небедно, но и без вычурностей, то было бы еще полбеды. А то ведь еще и напоказ, с роскошью, выходящей за все разумные пределы. И несмотря на то, что заработать большие деньги – в любом, даже относительно легком варианте, большое искусство, возникает ощущение, что у некоторых нуворишей произошел внутренний сбой. Ведь чем, кроме глупости, недальновидности, самомнения и – вольно или невольно – пренебрежения, высокомерия к большинству соотечественников, можно объяснить разного рода шубохранилища и  спецавиарейсы для собак.

Еще печальнее, что от светской власти (кесарей) не отстают и некоторые из официально-духовных лидеров (пастырей). В том числе предстоятель Русской православной церкви. Уже не первый скандал связан с тем, что на руке Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла замечены часы – в этот раз с бриллиантами, стоимостью 16 тыс. долларов (около 1 млн рублей). Пожалуй, нет смысла углубляться в эту тему относительно одного человека. Уместнее вести речь о явлении, символе, тенденции.

А она такова: на руке церковного иерарха (особенно «при исполнении») излишни любые, даже простенькие часы. Ибо налицо суета сует, бренный, чересчур мирской аксессуар. Можно возразить, что это как раз мелочь. Но если и мелочь, то символическая: светское перемешалось с духовным, богово с кесаревым. А дальше – дело техники, как по нотам: надо лишь облечь эту мелочь в цифру с многими нулями, и вот уже символ превратился в конкретику. Ту конкретику, которую мы имеем в России XXI века.

Приумножение православной паствы наталкивается на несколько проблем, причем они не связаны с Всевышним как таковым. Скорее с его земными слугами – православным духовенством, священниками. Тоже, ясное дело, не поголовно, не со всеми, но, как уже сказано… И «если кто-то кое-где у нас порой», то резонанс получается широкий, тем более что речь вроде как о носителях православных, духовных скреп Отчизны.

2-2.jpg
Приумножение православной паствы наталкивается на несколько проблем, причем они не связаны с Всевышним как таковым. Фото slavvera.ru

Ситуацию усугубляют неловкие движения иных политиков, призывающих, например, включить в Конституцию положение о православии как о государственной идеологии. Очевидна медвежья услуга: в попытке «срубить по-легкому», решить духовные проблемы государственно-принудительным способом православному христианству  скорее наносится вред, ущерб, чем приносится польза. Во-первых, вера и даже симпатия возникают в сердце, в душе, а не по государеву велению. Нет, можно быстро поправить статистику, связав, например, воцерковленность с продвижением по службе, зарплатой и прочими земными благами. Но какова эта вера, эти убеждения, если, вопреки заповеди, торговцы расположились в храме?

Во-вторых, а как же быть представителям других конфессий («иноверцы»), которые в одночасье и уже официально пойдут вторым сортом? Едва ли ситуация в стране – до настоящего времени, согласно Конституции, светском государстве – станет спокойнее, а отношения в обществе гармоничнее.

Наконец, в-третьих, практика государственной идеологии и государственной религии неизбежно связана с лицемерием и принуждением. А значит, говорить о духовности не приходится. «Вера по приказу» вряд ли вдохновит миллионы людей, симпатизирующих православию, на дальнейшее сближение с Церковью. Напротив, не привлечет, не заинтересует и даже оттолкнет, особенно молодежь. И получится результат с точностью до наоборот в сравнении с тем, которого на словах хотят политики от православия.

Да, альтернатива – без стяжательства и огосударствления, с опорой только на общественные процессы, возникающие самостоятельно, снизу, – очень кропотлива и, главное, требует времени. Но именно такой путь кесаря и пастыря ведет к храму, а не в западню. Ибо любое злоупотребление и форсирование имеет побочные последствия – сначала вроде и приемлемые, а затем подрывающие саму цель. Она в действительности не оправдывает средства, но зато средства способны ее исказить и даже уничтожить. И мы, как это уже было много раз в истории Отечества, придем не туда, куда собирались прийти.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»        

 


Яндекс.Метрика