Для возвращения прямых выборов мэра Иркутска имеются все предпосылки.
Больше месяца назад в избирательную комиссию региона поступил пакет документов на регистрацию инициативной группы, которая займется подготовкой областного референдума об избрании мэров городов и районов в Иркутской области на прямых, всеобщих выборах. Это произошло после того, как представители партии «Единая Россия» в областном парламенте стали под разного рода формальными предлогами «заматывать» принятие закона о возвращении прямых выборов.
В настоящее время на прямых выборах избираются главы всех городов и районов, за исключением областного центра — Иркутска. Здесь они отменены в феврале 2015 года, причем без обращения к народу, кулуарно-кабинетным способом. Однако для того, чтобы подобные события не произошли в любом месте Прибайкалья, вопрос, который предлагается вынести на референдум, звучит так: «Согласны ли вы, чтобы в Иркутской области был принят закон, предусматривающий избрание глав всех муниципальных районов, городских округов на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?». Провести областной референдум планируется 18 марта 2018 года, совместив его с выборами президента России.
Вопрос о референдуме планируется рассмотреть на сессии Законодательного собрания 14 июня, но, судя по поведению видных «единороссов», включая спикера ЗС, секретаря регионального отделения «ЕР» Сергея Брилки, они под разными предлогами собираются отклонить формулировку референдума как не соответствующую областному законодательству.
Ситуацию по просьбе ИА «Альтаир» комментирует заслуженный юрист России, доктор юридических наук, заведующий кафедрой конституционного права Иркутского госуниверситета, профессор Сергей Шишкин.
— Начну с негативного, абсурдного, антинародного развития событий: областной парламент под предлогом «неправильной формулировки вопроса» или чего-то там еще блокирует проведение референдума. Дальнейшие события очевидны: инициаторы проведения референдума подают иск в областной суд о неправомочности решения Законодательного собрания, и суд принимает их сторону. Почему я в этом убежден? Потому что формулировка вопроса абсолютно корректна с технической, юридической стороны. Подчеркиваю: даже не с политической — отняли у народа (в данном случае жителей Иркутска) право избирать или нет, хотя очевидно, что отняли — а именно с формальной стороны. А это для правосудия главное.
Кроме того, формулировка вопроса для областного референдума признана корректной и в профильном комитете Государственной думы. Что касается возможности вообще выносить такие темы на референдум, то она давно подтверждена в федеральном законодательстве.
Знаю, что есть попытки не то чтобы вообще отказаться от возвращения прямых выборов мэра Иркутска, но повременить пару лет, до окончания срока полномочий нынешнего состава городской думы осенью 2019 года, когда до завершения полномочий нынешнего мэра останется полгода. Очевидно, у такой «хитрости» имеется политическая подоплека, однако опять хочу остаться сугубо в юридическом поле. Несомненно, существует правовая необходимость вернуть прямые выборы как можно быстрее, на референдуме, не откладывая вопрос в долгий ящик. Это тема не расширения или сокращения демократии, а ликвидации изъяна в правовом регулировании формирования власти в Иркутске.
О чем речь? По нынешнему уставу областного центра, который нельзя изменить задним числом, мэр избирается из числа депутатов городской думы на их заседании. Став мэром, он слагает с себя депутатские полномочия. Но теперь, перестав быть депутатом, он не может быть избран на второй срок. Ему что, опять баллотироваться в депутаты городской думы, не доработав срок полномочий в должности главы города? Очевидно, гражданские права мэра, соотношение его полномочий с полномочиями думы нарушены. И совершенно недопустимо оставлять этот дефект правового регулирования на потом, продлевать его существование вплоть до завершения срока полномочий думы.
Я говорю о ситуации в принципе, но она напрямую касается и нынешнего мэра Иркутска. Возвращение к прямым выборам снимает эту коллизию.
Итак, для проведения областного референдума имеются две необходимые и достаточные предпосылки — юридически безупречная формулировка вопроса и наличие ситуации правовой необходимости. И только после этого уместно сказать и о других аргументах «за», хотя они, конечно, тоже значимы.
Во-первых, проведя областной референдум о возвращении прямых выборов глав муниципалитетов второго уровня (городов, районов), включая Иркутск, мы подтверждаем маршрут развития демократии на уровне местного самоуправления, не отчуждаем народ от власти, а, наоборот, сближаем их.
Во-вторых, в прикладном смысле, совмещение областного референдума по актуальному вопросу с выборами президента России, безусловно, повысит явку избирателей. Региональная составляющая в повестке федеральных выборов всегда вызывает дополнительный интерес. Собственно, об этом сказал губернатор Иркутской области, поддержав проведение такого референдума.
Убежден, на референдуме народ скажет веское слово, и это будет важная страница в развитии нашего с вами Прибайкалья.