... Иркутск
Доллар
Евро

Михаил Щапов: «Федеральный центр лишает регионы возможности развиваться»

Спор между сторонниками и противниками перераспределения НДФЛ в Иркутской области близится к концу. Но пока в регионе делят 1,7 миллиарда, госбюджет кроится таким образом, что Прибайкалье (и не только оно) рискует потерять куда большие средства. По мнению депутата Госдумы Михаила Щапова, федерация пошла по пути, ведущему в тупик.


Михаил Щапов. Фото Татьяны Глюк

— Хотя в этом году мы вновь принимаем бюджет на три года, что должно служить сигналом «все в порядке, кризис пройден», на самом деле на федеральном уровне — бюджетный коллапс, денег не хватает ни на что. Правительство режет все что можно, и прежде всего — расходы на экономику и человеческий капитал (образование, здравоохранение). Тем самым фактически уничтожает возможности для восстановления экономического роста.

— Как это выражается в цифрах?

— Если кратко, то, например, финансирование программы «Развитие здравоохранения» в 2017 году сократится на четверть по сравнению с 2016-м. А в целом на раздел «Здравоохранение» выделяется почти на 20 процентов меньше средств, чем в текущем году. Это без учета инфляции. Только расходы на стационарную медицинскую помощь сокращаются в 2017 году на 87,3 млрд рублей. Средства на программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан» в 2019 году будут уменьшены на 30 процентов. Дотации для частичной компенсации расходов на выполнение майских указов президента о повышении зарплат бюджетникам тоже урезают. А ведь на 2017–2019 годы приходится пик выполнения этих указов. Иркутской области, например, надо наверстать отставание по программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья». Майские указы президента — это решение федеральной власти. Но почему-то искать средства на их исполнение должны регионы.

Даже в вопросах безопасности, финансирования правоохранительных органов все очень неоднозначно...

— Но ведь в последние годы эти статьи были приоритетом, их защищали как могли...

— Денег не хватает катастрофически. В проекте федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов не заложена индексация зарплаты федеральных бюджетников, в том числе судей, прокурорских работников, сотрудников СКР, военнослужащих.

Особенно меня беспокоит, что ассигнования по статье «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» предполагается снизить на 4 млрд рублей. Снижение по этой статье связано в том числе и с завершением программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года». Программа завершена, а пожаров с каждым годом все больше. Достаточно вспомнить, как горели леса в Иркутской области последние два года. И почему они горели. Необходимо с этим вопросом серьезно разобраться. Однако отмечу и положительный момент: увеличение объемов финансирования на оснащение техникой подразделений МЧС на 2,38 млрд рублей. Надеюсь, эти средства действительно достанутся спасателям, которые борются со стихией на местах.

— Региональный трансферт увеличится? Иркутская область может на что-то рассчитывать?

— Пока только на потери. Буквально на днях в первом чтении был принят законопроект 11078-7, предусматривающий в том числе перераспределение 1 процента налога на прибыль в федеральный бюджет. По расчетам Иркутская область только от этого решения потеряет 2,1 млрд рублей в 2017 году! Фракция КПРФ проголосовала против этого законопроекта, но он все равно был принят 314 голосами.

И это не все. В проекте федерального бюджета запланировано снижение в 2017 году доли акцизов на нефтепродукты, которая зачисляется в бюджеты регионов, с 88 до 61,7 процента. Еще минус 2 млрд рублей для Иркутской области... Так называемый налоговый маневр, который усиленно продвигает правительство, нам обойдется примерно в 800 млн рублей. Ставка НДПИ на нефть увеличится, но от этого выиграет федеральный бюджет, куда она полностью зачисляется. Соответственно, прибыль нефтедобывающих компаний снизится, а значит, сократится сумма налога на прибыль — отсюда потери. В общей сложности мы можем потерять примерно 5 млрд рублей. Это 5 процентов от доходной части бюджета! При дефиците в 9 млрд.

— Зачем федеральному центру это нужно? Неужели они не понимают, что регионы на грани банкротства?

— Таким образом правительство решает проблему дефицита средств. Часть полученных денег от регионов оно пустит на их же поддержку: в проекте федерального бюджета даже заложено повышение трансфертов регионам — с 1,474 трлн в 2016 году до 1,533 трлн рублей в 2017-м. Только это делается за счет потерь субъектов федерации вроде нашего — тех, кто более-менее зарабатывает. А получателями будут глубоко дотационные регионы. Про справедливость, стимулы для развития, думаю, говорить не стоит. Но самое главное, это прогноз межбюджетного трансферта на 2018 и 2019 годы. Там предполагается снижение: сначала до 1,513 трлн, а потом и до 1,443 трлн рублей. То есть правительство уже сейчас говорит регионам: даже после того, как мы заберем у вас доходы, денег все равно не будет хватать на всех.

— А в это время муниципалитеты Иркутской области спорят из-за трех процентов НДФЛ...

— Да, мы делим 1,7 млрд рублей, а у нас забирают 5 млрд. Мне позиция мэра Иркутска очень понятна — около 40 процентов моих избирателей живут в областном центре. В другой системе распределения доходов я первым встал бы на сторону главы города. Но сейчас бюджетная и налоговая система в стране выстроена как перевернутая пирамида: большую часть доходов забирает федеральный центр. Региональный уровень повторяет эту схему: область вынуждена забирать доходы у муниципалитетов. Это несправедливая и неэффективная система. Перевернутая пирамида однажды завалится.

— Что можно сделать в этой ситуации?

— Защищаться всем вместе. Невозможно бесконечно позволять федеральному правительству вытаскивать деньги из регионов. Как минимум, необходимо выступить против перераспределения 1 процента налога на прибыль в федеральный бюджет. Но для этого надо действовать консолидированно — депутатам Госдумы от Иркутской области, руководителям муниципального и регионального уровней отбросить межпартийные разногласия и занять единую позицию. Правительство тащит всю страну в бюджетный тупик, потому что продолжает двигаться по инерции: механически сокращает расходы, включая и те, которые в будущем могут стимулировать экономический рост, — на национальную экономику и повышение качества человеческого капитала. Одновременно чиновники продолжают изымать деньги из регионов, лишая их возможности развиваться.

В этой ситуации нам стоит думать о своих интересах: изыскивать средства на развитие региональной экономики, привлекать инвесторов. И делать это, повторюсь, всем вместе — на всех уровнях и во всех ветвях власти. Для междоусобной борьбы сейчас не лучшее время.


Яндекс.Метрика