... Иркутск
Доллар
Евро

Сергей Левченко: «Мы можем создать благоприятный климат для инвестиций»


Фото Яны Ушаковой

25 и 26 мая в «Сибэкспоцентре» прошел инвестиционный форум «Экономические вызовы и новые возможности для бизнеса», приуроченный ко Дню предпринимательства. В рамках форума 26 мая губернатор Иркутской области Сергей Левченко огласил первое инвестиционное послание — снижение барьеров, создание льгот, планомерная и всеобъемлющая поддержка инвесторов.

«Правительство открыто и ждет предложений»

— В соответствии с поручением президента РФ, данным в декабре 2012 года, главы регионов должны обращаться к предпринимателям с инвестиционным посланием. Я впервые обращаюсь к собравшимся от имени правительства Иркутской области, — начал свое выступление Сергей Левченко. — Итоги национального рейтинга инвестиционного климата, представленного в конце 2015 года, следует рассматривать как руководство к действию. В своем послании об итогах работы и планах на ближайшие годы, я поставил перед правительством области задачу войти в 30-ку этого рейтинга. Идет сложная работа: под руководством председателя правительства создана рабочая группа, которая работает над созданием благоприятного климата, идет анализ лучших практик, наработанных в области. Это позволит повысить качество государственных услуг. Иркутская область по итогам 2015 года занимает второе по количеству инвестиций — они превысили 211 млрд рублей, в том числе приоритетным проектам — 97 млрд. Введены предприятия общей стоимостью 44 млрд, на один вложенный рубль предприятия получили в среднем 4 рубля прибыли.

Регион заинтересован в реализации всех проектов, заявленных РАО РЖД, «Иркут» и другими компаниями. В то же время создание предприятий с нуля идет плохо: наши предшественники много обещали, но мало сделано. В качестве примера можно привести предприятие НИТОЛ, которое к приходу нашего правительства было закрыто, ни одного рабочего места не создано, инвестиции растащены. В ряде случаев возврат НДС из бюджета превышает все суммы, выплаченные предприятиями в качестве налогов.

В Иркутской области создано много механизмов поддержки бизнеса. Принят закон о налоговых каникулах, снижаются административные барьеры, разработан порядок выдачи разрешений на строительство. Поручаю снизить количество процедур при регистрации предприятий и получении лицензий. Активную политику продолжает правительство области, отраслевое министерство, муниципалитеты — по итогам 2015 года более 2500 предпринимателей получили разные виды поддержки. Мы постарались сохранить объем средств, выделенных в качестве субсидий на развитие малого и среднего бизнеса. Действует областной Гарантийный фонд: он предоставляет поручительство для поручения кредитов в банках-партнерах, в 2015 году было выдано более 500 млн рублей, что позволило привлечь более 1,1 млрд кредитов.

Центр развития малого предпринимательства оказывает консультационные услуги и компенсирует часть расходов на участие в выставках. Создается многофункциональный центр «Документы для бизнеса», работает Корпорация развития Иркутской области. Сейчас в КРИО создается специализированное агентство, которое будет представлять Иркутскую область на международных выставках и ярмарках. Создан центр кластерного развития, который мы настраиваем на продуктивную работу. У нас в области есть три кластера: машиностроительный, фармацевтический, нефтегазохимический. В области работают два технопарка — Ангарский и на базе ИрНИТУ. В Ангарском — более 50 резидентов, создано более 1,5 тысяч рабочих мест. В технопарке ИрНИТУ создано более 170 рабочих мест, инвестиции превышают 2 млрд рублей.

В настоящее время идет работа по созданию газохимического кластера с участием Газпрома. Продолжается работа по освоению месторождения золота Сухой Лог: этот проект позволит привлечь 96 млрд рублей, создать более 4 тысяч рабочих мест.

Настоящим прорывом должен стать проект территории опережающего развития в Усолье-Сибирском. Сейчас на уровне региона и муниципального образования идет проработка документов для упрощения выделения земельных участков, снижения стоимости аренды. Поручаю завершить эту работу в кратчайшие сроки. Фонд развития моногородов подтвердил наши договоренности по развитию Байкальска, где может быть создана еще одна территория опережающего развития.

На многострадальной особой экономической зоне «Ворота Байкала» за много лет ничего не сделано. Сейчас федеральных денег нет, зато у нас больше решимости. Мы планируем создать условия для того, чтобы принимать каждый год 2 млн туристов. В Стратегии развития области раздел о туризме должен занимать заметное место.

Не нужно забывать о положительных моментах. Город Братск вошел в список лучших по созданию инфраструктуры для инвесторов, этот опыт рекомендован для освоения мэрами других городов. Этот опыт позволит привлечь инвесторов, призываю всех мэров его изучить. Правительство Иркутской области внедряет «Стандарт развития конкуренции». Результатом внедрения должно стать увеличение количества участников при проведении закупок, снижения коррупции. Мы готовы выступить в качестве пилотной территории при запуске новых проектов Агентства стратегических инициатив. Правительство в 2015 году заключило 35 соглашений о сотрудничестве с предприятиями, работающими на территории области — сумма соглашений превышает 22 млрд. Поручаю отраслевым министерствам провести анализ и предоставить список проектов, которые могут быть реализованы на основе частно-государственного партнерства.

Твердо убежден: эффективно вести предпринимательскую деятельность можно только при условии наличия качественной нормативно-правовой базы. В 2015 году только 31 из более чем 200 нормативно-правовых актов получил негативную оценку. При поддержке уполномоченного по защите прав предпринимателей подготовлены предложения по изменению областного и федерального законодательства — они направлены на снижение административного регулирования. Приглашаю предпринимателей активно участвовать в анализе законов, чтобы получить более качественное регулирование.

В 2016 году мы создадим представительства области в Монголии и Китае. Это позволит расширить наши связи с этими странами, наш проект получил поддержку в федеральном правительстве. В части подготовки кадров мы видим большие перекосы и наша задача — их исправлять. К сожалению, сейчас мы сталкиваемся с большими проблемами в высшей школе. Еще одна задача — борьба с неформальной занятостью. Кто планирует хитрить и жульничать, на поддержку правительства может не рассчитывать. Очень часто у нас завышаются объемы, непонятно, кто на самом деле инвестор. Каждый житель области должен иметь возможность следить за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов. Все участники таких проектов должны быть включены в единый реестр, поручаю министерству экономического развития разработать прозрачную информационную схему обо всех мерах поддержки. Принцип одного окна должен быть понятен и доступен для всех инвесторов, таким окном должно стать министерство экономического развития.

Бизнес ждет от власти ясного сигнала: что мы планируем делать с учетом кризиса, проявляющихся сегодня в экономике тенденций. Мы заинтересованы в привлечении инвесторов, заинтересованы в сотрудничестве. Убежден, что вместе с муниципальными образованиями правительство сможет решить эту задачу.

«Мы должны вместе транслировать наши инициативы»

Сразу после оглашения послания состоялось пленарное заседание и дискуссия вокруг послания губернатора. Председателю Законодательного собрания Сергею Брилке выступление губернатора напомнило послание президента РФ.

— Многое было сделано для совершенствования нашего законодательства в 2012-2014 годах. Наверное, этого было недостаточно: нам предстоит многое приводить в соответствие с федеральными законами. Важно понимать: что и сколько мы можем выпускать, что еще можем начать делать и где здесь ниша для нашего бизнеса. Самое главное — это конкурентность нашей области на внешних рынках. Приведу пример. В прошлом году в шести районах грянула засуха, и мы сразу поняли, что нам нужно совершенствовать законодательство в части поддержки малого бизнеса. Надо думать, будет это страхование или какие-то иные меры. Мы видим, что происходит со строительным бизнесом и понимаем, что без искусственного механизма мы не сможем ни увеличить объемы строительства, ни объемы покупок жилья гражданами. У нас есть нуждающиеся в получении жилья, а строительный рынок серьезно взбадривает экономику. Казалось бы, сегодня тупиковая ситуация, но я помню 1997 год, когда мы инвестировали из областного бюджета 2 млн долларов в ипотечное агентство Иркутской области. Сегодня кажется это смешным, но мы были первыми и через год все банки включились в ипотеку. Мы вместе должны инициировать на федеральный уровень свои предложения. Мы должны брать бизнесмена, который только заявил о себе, и проделать вместе с ним весь путь. Настало время серьезно заняться инвестициями и поддержкой бизнеса, — заявил Сергей Брилка.

Председатель Торгово-промышленной палаты Иркутской области Константин Шаврин заявил, что участникам ТПП нужно пересмотреть подходы к работе. Из более чем 1,3 тыс. проектов, подготовленных и представленных в 2015 году, поддержку получили от силы 300. Это означает, что сегодня качество работы палаты и ее членов не соответствует современным требованиям и федеральному законодательству. Палата предложила правительству создать общий реестр инвестиционных проектов и провести их анализ, чтобы инвестиционные проекты были с каким-то конченым эффектом. Вторая задача ТПП — увеличить количество частных инвестиций, потому что сегодня больше средств вкладывает государство, а предприниматели уходят в другие регионы.

— Что-то нужно делать с покупательной способностью населения, — заявил Констнатин Шаврин. — Если он будет такая, как сегодня, то нет смысла что-то производить, никто ничего не купит.

Еще одну ложку дегтя в дискуссию добавила депутат ЗС и директор Иркутской инвестиционной компании Марина Седых. По ее мнению, смотреть на Иркутскую область просто страшно: города и поселки завалены мусором, а ведь ИНК на своих месторождениях наладила так называемую термическую переработку отходов — проще говоря, отходы жгут.

— По моему мнению, инвестиционный климат — это доступность инфраструктуры, крупный бизнес и государство должны работать над этой задачей вместе. В любом случае малый и крупный бизнес — это разные весовые категории, конкуренции тут быть не может, должно быть симбиотическое развитие. Паразитирование не допустимо, крупный бизнес не может посадить мелкий себе на шею, так можно проложить путь к собственному банкротству, — завершила свое выступление Марина Седых.

Член ТПП и Общественной палаты Алексей Соболь неожиданно заявил, что в области создано достаточно механизмов поддержки бизнеса — просто бизнес должен активнее ими пользоваться. В период кризиса бизнес должен занимать и более активную социальную позицию: 23 мая было подписано трехстороннее соглашение о минимальном размере заработной платы, к которому стороны шли три года.

— Вот такой диалог нам необходим. Посмотрим через какое-то время, может быть, что-то нужно будет улучшить, но мы всегда готовы к совместной работе для улучшения инвестиционной привлекательности области, — заявил Алексей Соболь.

Губернатор Сергей Левченко рассказал участникам заседания, что ему написали заключительное слово, но он хочет сказать своими словами.

— Вчера состоялось заседание комиссии по развитию Дальнего Востока. Мы — руководители Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области — с декабря добивались, чтобы отдельное заседание было посвящено именно нам. Вчера такое заседание состоялось, кое-чего мы добились — формально наш Байкальский регион включен в название министерства развития Дальнего Востока. Я говорил об этом несколько раз с президентом и председателем правительства, но пока задача до конца не решена, — сообщил Сергей Левченко. — Теперь о том, что тут у нас говорилось. Строительный комплекс. Если два-три года нет объемов, то сразу потенциал на порядок сокращается. Мы такое переживали несколько раз и переживаем по всей стране сейчас.

Поддержание объемов работ — это задача всех уровней власти. Я похвалил Братск: действительно, там созданы хорошие условия, но до августа следующего года там надо построить 120 тысяч квадратных метров и город этого не может. Нет сил, привлекаем Иркутск и другие города, но достаточной мощности нет. Прошу Москву, приглашаем строителей из столицы. У нас нет строительной индустрии, мы везем все за 5 тысяч км.

И еще одно: при всем уважении к Бурятии — она никогда не станет воротами на Байкал. По своему положению только Листвянка может быть такими воротами. Дорога в этот порт не соответствовала современным требованиям. Скоро поселку 300 лет и мы должны сделать все возможное, чтобы дорога была нормальная, использовать наших строителей, наши материалы, чтобы было нормальное развитие. По поводу аэропорта: пять или семь лет будет действовать этот аэропорт, мы должны его модернизировать, построить терминалы для пассажиров, обработки грузов и почты, провести реконструкцию полосы. За пять-семь лет мы должны построить новый аэропорт.


Яндекс.Метрика