Комитет по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области оставил на контроле депутатский запрос Владимира Матиенко (избирательный округ № 4) к мэру Иркутского района Игорю Наумову «О строительстве на территории южного берега Ершовского водозабора города Иркутска». Хотя, как выяснилось, мэр там практически ни причем.
История началась в августе 2013 года, когда к Владимиру Матиенко обратились активисты из садоводств «Ангара» и «Геолог». По мнению этих людей, на берегу Ершовского залива, где находится единственный водозабор Иркутска и Шелехова, происходит грубое нарушение природоохранного законодательства — строительство жилья. После поездки на берег водохранилища и личного знакомства со строителями и охранниками стройплощадки Владимир Матиенко написал сначала заявление в прокуратуру, а потом и депутатский запрос, который был принят сессией Законодательного собрания и получил официальный статус.
К очередному заседанию комитета по собственности, проведенному 20 июня заместителем председателя комитета Дмитрием Ершовым, подоспели ответы из прокуратуры, от мэра Иркутского района и других заинтересованных структур. Практически сразу же стало понятно, что администрация района и Марковского сельского поселения в данном конкретном случае что называется «ненадлежащий ответчик» — спорные земли принадлежат Российской Федерации, распоряжается ими территориальное управлением министерства имущества, а аукцион на право аренды проводило Агентство лесного хозяйства. По итогам аукциона право на строительство временных сооружений рекреационного толка получили три ООО — «НТС», «Стройиндустрия» и «Районстрой». У прокуратуры к арендаторам имелись претензии по поводу отсутствия согласования с пожарной охраной и органами рыбоохраны, однако к июню 2014 года оснований для прокурорского вмешательства не осталось.
Начальник отдела ведения государственного лесного реестра Агентства лесного хозяйства Алексей Токарев в своем выступлении заявил: в 2013 году совместно с прокуратурой проводилась проверка, которая не выявила каких-либо нарушений. Строительство ведется для рекреационных целей, сбросов и сливов каких-либо загрязняющий веществ в акваторию нет. Заместитель министра природных ресурсов Нина Абаринова сообщила, что точных границ водозабора нет, но по имеющейся у нее информации речь идет об участках, расположенных во 2-й и 3-й зоне санитарной охраны водозабора.
«Границы зон по карте мы не сверяли, они были описательные, без координат, только по отметкам высот, — заявила заместитель министра, — но дали заключение, что проект строительства соответствует законодательству».
В 2011 году появилось постановления правительства РФ, предписывающее определить границы зон санитарной охраны абсолютно точно и поставить их на кадастровый учет, но город Иркутск, как сказала Нина Абаринова, «конечно же это постановление не выполняет». Министр имущественных отношений Антон Протасов высказался по ситуации с земельными участками в Иркутской районе в целом: нет ни одного дня, чтобы правительство области не получило очередное письмо от возмущенных граждан, обнаруживших очередную рубку в очередном заповедном районе. По словам министра, земельные участки, предназначенные для рекреационных нужд, сплошь и рядом переписывают на земли сельхозназначения и щедрой рукой режут на садоводства. Никакие иные соображения в расчет не идут. Администрация района и Марковского муниципального образования остались при своем мнении и явно готовы отстаивать свою позицию где угодно.
Заместитель председателя Законодательного собрания Сергей Брилка, принимавший участие в заседании, обратился к сотрудникам Агентств лесного хозяйства с просьбой объяснить их методы работы: проверка последний раз проводилась в 2011 году, запрос поступил в 2013 году — что было между этими двумя датами? Лесники клялись и божились, что на берегу у водозабора все нормально: был проведен аукцион, строительство ведется в соответствии с нормативами, сооружения временные. Сергей Брилка попросил рассказать, что конкретно входит хотя бы в один проект освоения территории. Выяснилось, что по одному из проектов на берегу появится сторожка, причалы и дома для отдыха. Судя по ответу, сотрудники Агентства лесного хозяйства представляли себе причал как два бревна, привязанных к вбитому в дно залива колышку, но никак не солидное сооружение с прочным фундаментом, уходящее довольно далеко в залив.
Депутат Матиенко попросил слова, заявив, что «уже устал слушать это вранье». Еще в прошлом году, когда пришло первое обращение от садоводов, депутат ознакомился с законодательством и выяснил, что в 100-метровой зоне (первый пояс санитарной охраны) от берега возле водозаборов нельзя не то что строить, капитальное или временное, но даже сажать деревья! Нельзя жить, нельзя использовать удобрения и вообще лучше не заходить в эту зону, если вы не имеете отношения к работе водозабора.
Депутат, в отличие от всех ответчиков по его запросу, в августе 2013 года не поленился побывать в районе водозабора лично. Поездка была непростая, охрана угрожала, никто не показывал никаких документов. 18 июня 2014 года помощники депутата посетили район стройки второй раз и засняли все происходящее на фотокамеру. С близкого расстояния сделать снимки не удалось: территория охраняется собаками, охрана настроена явно недружелюбно, подходы перекрыты. Но и тех снимков, что удалось сделать, хватило для понимания ситуации. Владимир Матиенко пустил по рукам пачку распечатанных фотографий, из которых яснее ясного было, что все ответы на его запросы не соответствуют действительности, а застройка ведется прямо по берегу водозабора.
«Вы посмотрите, какие участки! — комментировал просмотр фотографий Владимир Матиенко. — Это же Клондайк. Каждому хочется построить себе дом в таком месте. Но нам главное не наказать мэра, а выяснить, кто дал согласие на все это и немедленно прекратить стройку. Жаль, что нет сегодня с нами прокуратуры — на мое обращение дана всего лишь отписка».
Представители Агентства лесного хозяйства пытались объяснить, что бетонный фундамент и здание в несколько этажей — вовсе не признаки капитальной застройки. Были прецеденты: в ходе длительных судебных разбирательств судьи объявляли аналогичные строения временными постройками и оставляли на своем месте. Так что и в случае с ершовскими дворцами, как считают сотрудники Агентства, точку ставить рано.
В том, что запрос останется на контроле, никто из присутствующих не сомневался. Нина Абаринова, пребывая явно в шоке от увиденного, заявила, что это явно первая зона санитарной охраны и это сильно меняет дело — как минимум нужно срочно приостановить строительство.
«Агентство лесного хозяйства составляет план освоения лесов и с нами его не согласовывает, — заявила Нина Абаринова. — Видимо, из-за этого и прокуратура неправильно поняла. Если это первая зона, стройку нужно немедленно останавливать».
Один из членов комитета, впечатлившись увиденным, сразу поинтересовался порядком расторжения договоров аренды — это, как пояснили сотрудники правового управления ЗС, можно сделать через суд.
Депутат Брилка предложил создать рабочую группу и съездить на место, чтобы оценить происходящее компетентной депутатской комиссией. Правовое управление отсоветовало делать это впопыхах: лучше всего пригласить представителя собственника (то есть территориальное управление Минимущества РФ), Роспотребнадзор, прокуратуру и полицию (а то мы не знаем, кто у нас составляет большинство строителей?), тогда можно будет не бояться ни собак, ни буйных сторожей с ружьями.
Комитет поручил Владимиру Матиенко подготовить два новых депутатских запроса по поводу строительства в районе Ершовского водозабора — в Минимущества и в областную прокуратуру. Вопрос о принятии запроса, вместе с предложением создать рабочую группу, планируется рассмотреть на 13-й сессии Законодательного собрания 25 июня. Ответов на запрос будут ждать к сентябрю — на первой же сессии областного парламента после окончания летних отпусков.