Борьба за чистоту Байкала может убить строительную отрасль в Иркутской области.
30 сентября комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания Иркутской области провел «круглый стол» на тему: «О соблюдении на территории области федерального закона № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Судя по прозвучавшим выступлениям, в ближайшие годы закон либо перестанут выполнять, либо он парализует всю хозяйственную деятельность на берегах озера.
С основным докладом выступил министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Олег Кравчук. Он напомнил, что закон об охране Байкала не является законом прямого действия и содержит множество отсылок к другим законам и кодексам Российской Федерации. В результате внесения поправок, появившихся в июне 2014 года, в границах Байкальской природной территории (Иркутская область до Черемхово) запрещено строительство новых хозяйственных объектов и реконструкция уже существующих — без положительного заключения государственной экологической экспертизы. По оценке министерства, 80 процентов всех проектов, разработанных на территории области, придется теперь отправлять в уполномоченные для проведения экспертизы органы.
Последствия сказались немедленно. Сразу после вступления в силу федерального закона № 181, в котором эти нововведения описаны, на территории области прекратилась выдача разрешений на строительство. По оценке министерства строительства, в Иркутске и десятках других населенных пунктов области приостановка выдачи разрешений, объявленная в июле 2014 года, продлится как минимум до 2015 года. Это означает как минимум крах всех программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, срыв графика ввода детских садов и школ, выполнение программ поддержки строительной отрасли и улучшения инвестиционного климата. Уже в 2014 году область вряд ли выполнит план по строительству и вводу жилья, объектов капитального строительства и социально-культурных объектов.
— Законом № 181 не предусмотрено никакого переходного периода для проектов, разработанных до вступления закона в силу, — пояснил министр Олег Кравчук. — Более того, в бюджетах не были заложены средства на прохождение экологической экспертизы. Правительство Иркутской области неоднократно направляло свои предложения — распространить действие закона только на Центральную экологическую зону Байкала (прибрежные районы Иркутской области и Республики Бурятия), либо составить перечень видов хозяйственной деятельности, для которой такая экспертиза необходима. Однако никакое решение до сих пор не принято.
Второй крупной проблемой для области и глав местного самоуправления является утилизация твердых бытовых отходов. Правительство сумело добиться прогресса хотя в сборе статистических данных о количестве образовавшихся отходов (в 2012 году соответствующую справку заполнили более 800 предприятий, в 2013 году — около 1900), что позволило главам местного самоуправления оценить количество отходов в 4700 тонн. В результат систематической борьбы с незаконными свалками, в 2013 году из прибрежных районов было вывезено 370 тыс. кубометров отходов, однако проблема далека от решения.
Правительство области уже до конца года ожидает положительные заключения по проектам создания новых полигонов твердых бытовых отходов в нескольких районах области (в том числе Слюдянском, Черемховском и Казачинско-Ленском); подготовлены проекты создания на территории области еще 16 полигонов и комплексов для сортировки мусора. В Государственную думу направлены предложения по внесению изменений в законы, которые, как рассчитывает правительство, будут стимулировать предпринимательскую активность в сфере сбора и утилизации мусора. Особенно следует упирать на возврат отходов в хозяйственный оборот, в первую очередь — активнее внедрять в сфере торговли тару, пригодную для многократного использования.
Отвечая на вопросы депутатов и других участников круглого стола, Олег Кравчук привел еще множество примеров абсурда в природоохранном законодательстве. Например, всем давно известно, что ТЭЦ БЦБК, отапливающая заодно и городские районы Байкальска, после остановки комбината вынуждена вырабатывать больше тепловой энергии, чем требуется городу, но по технологическим условиям снизить количество сжигаемого топлива (а, следовательно, и количество образующихся отходов) невозможно. Более того, ТЭЦ, построенная более 50 лет назад, давно не соответствует никаким современным природоохранным требованиям. Но запрет на строительство угольных котельных, недальновидно включенный в закон об охране Байкала, ставит крест не предложениях правительства Иркутской области закрыть устаревший избыточный теплоисточник и построить новый, практически безотходный.
Схожая проблема возникла и по теме вывоза с берега и утилизации твердых бытовых отходов. В Слюдянском районе восемь из девяти муниципальных образований находятся в границах центральной экологической зоны. Из-за этого количество мест, где можно создать нормальный полигон ТБО, ограничено таким образом, что более или менее рентабельно можно вывозить мусор только из Култука и Слюдянки. Правительство области трезво смотрит на вещи: население и малый бизнес не станут платить повышенные тарифы и скорее уж вывалят мусор в ближайший лес. Поэтому правительство вышло с предложением передать городской администрации так называемую 12 карту золошлаковой свалки БЦБК, более других мест предназначенную для утилизации отходов.
Депутаты поинтересовались и судьбой 6,5 млн кубометров шлам-лигниновых отходов, накопившихся за годы работы БЦБК. К сожалению, отметил Олег Кравчук, разработанный в конце 2013-го — начале 2014 года проект утилизации получил отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. Помимо этого, правительство пыталось сделать анализ угроз, связанных с вполне вероятным повторением весенней трагедии в Аршане — шлам-лигниновые накопители могут попасть в зону схода селя, и тогда все отходы попадут в Байкал. На этой точке зрения особенно настаивал депутат Анатолий Дубас, однако министр Кравчук не разделил его опасения в полном объеме. Как пояснил министр, в зону вероятного селя попадают всего две карты — хотя и это много. Сейчас правительство ожидает результатов очередного обследования объекта, но, судя по скептицизму в голосе министра, скорого решения проблемы ждать не приходится. На территории области в 2014 году не реализован даже проект утилизации золошлаковых отходов ТЭЦ-9, из которых планировалось производить строительные материалы — собственник почему-то не стал вводить в строй уже закупленное и смонтированное оборудование.
— В своей первой редакции закон об охране озера назывался «...закон о рациональном использовании», — отметил Олег Кравчук. — Мне кажется, надо вернуться к этой версии, потому что сейчас уже очевидно, что в нынешнем варианте закон наносит вред экономике области и предпринимательской деятельности.