... Иркутск
Доллар
Евро

Империя оскорбленных чувств

В 1990-х, да и в начале 2000-х напряжения в нашем, российском, обществе было куда меньше, чем сейчас. При этом степень свободы в общественно-политической и культурно-духовной сфере была несравненно больше, чем в советское время. Хотя, собственно, и в последние годы СССР на экраны вышел, например, фильм «Агония» режиссера Элема Климова о Николае II и «звезде» его окружения — Григории Распутине. Повод оскорбиться в чувствах, посмотрев «Агонию», найти куда легче, чем в грядущей «Матильде». Однако призывов не показывать фильм или, тем паче, нападать на кинотеатры не было и в помине.

40.jpg

Кстати, об оскорбленных чувствах. Такие эмоции — категория сама по себе штучная, а до недавнего времени, если говорить именно об общественной сфере, прямо-таки экзотическая. А если они возникали, то как сугубо личные, внутренние переживания, без демонстраций по улицам-площадям, да еще и с предметами религиозного культа. И опять-таки в отношении событий или явлений в обществе такие чувства означали несогласие с фильмом (спектаклем, книгой и т. д.), критику в их адрес — но речь не заходила о запрете показывать или действиях против тех, кто смотрел, читал, слышал. Речь, разумеется, о вкусовых предпочтениях в гуманитарной сфере, не подпадающих под действие Уголовного кодекса.

Теперь же на каждом шагу, не исключая даже внешнюю политику, — «оскорбление чувств». Оскорбленность с последующими обвинениями, включая судебные иски, а то и с «акциями прямого действия», стала чуть ли не брендом, фирменным отличием современной России. «Оскорбленными чувствами» подменяется едва ли не каждый мало-мальски серьезный, содержательный спор. И вправду — зачем «заморачиваться», подыскивать доводы, аргументировать свою точку зрения, убедительно критиковать оппонента? Не проще ли сразу «в пятак»?

41.jpg

Если уж совсем серьезно, то ситуация в нашей стране все больше напоминает культурно-цивилизационный разлом, когда под прикрытием бесконечно-бессодержательной, декларативной трескотни о «полном единстве» тектонические и при этом разнонаправленные сдвиги в массовом сознании формируют атмосферу нетерпимости, предчувствие гражданской войны. И даже если, согласно множеству социологических опросов, победитель в такой войне очевиден, от этого судьба нашей страны, что уже доказано историей, не будет легче. Эти перспективы крайне опасны, хотя, слава богу, еще не сбылись. Но повсеместно оскорбленные чувства — тревожный признак болезни общества.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»

На фото: кадр из фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» (1988 год) и кадр из фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы» (2004). К обеим кинолентам Римско-католическая церковь имела серьезные претензии, но в обоих случаях не подвергла сомнению право на их показ и право каждого самому решать, смотреть ли эти фильмы и как к ним относиться.


Яндекс.Метрика