Председатель Счетной палаты РФ, в прошлом министр финансов и вице-премьер Алексей Кудрин слывет умеренным пессимистом. Или осторожным оптимистом, что, в общем-то, одно и то же. А еще он мыслит – и не однажды, а всегда – шире, чем положено по должностной инструкции. То есть оценивает ситуацию, ее причины и перспективы, целиком, не вырывая из контекста, в увязке со всеми факторами, включая сугубо политический. Не переходя на личности, но и не уходя в сторону.
Так вот, по оценке Кудрина, экономика России находится в сложном положении не только (и даже не столько) из-за коронавируса. Застойные явления – а итоги последних 20 лет именно таковы – набирают силу. Причины давно известны – сырьевая зависимость, отсталая макроструктура, раздутый (и продолжающий расти) государственный сектор, излишне амбициозное (если не сказать агрессивное) поведение на международной арене, чрезмерные расходы бюджета на силовые структуры и госаппарат и недостаточные – на социальную сферу, излишняя централизация финансовой, да и всей государственной системы в ущерб регионам и местному самоуправлению. И это далеко не полный список.
Но что еще тревожнее: за последние годы (и особенно с 2014-го) эти тенденции – вместе с неоправданно затянувшимся периодом всеобщей централизации и унификации – не просто сохранялись, а нарастали. Это, кстати, об успешности развития нашей страны после 2000 года. Ну да, были «тучные нулевые», однако уже с 2009-го экономика России уже в третий раз переживает серьезный спад, а в остальное время топталась на месте или росла черепашьими темпами.
Разумеется, если захотеть, то всегда можно найти причины «вовне». То есть мы всё делаем правильно, да вот мешают обстоятельства непреодолимой силы, за которыми стоят известные злодеи (давно известный список прилагается). И такие оправдания не только имеют массовый спрос, но порой даже ведут к повышению рейтинга главы государства и федерального правительства.
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин не впервые предлагает глубокие реформы в российской экономике, подразумевая и политическую систему. Фото sobesednik.ru
Впрочем, на словах одно, а на деле... Согласно большинству прогнозов, сокращение валового внутреннего продукта (ВВП) России составит в этом году не менее 5 процентов, а снижение реальных доходов населения – не меньше 7 процентов. Тут по кругу: раз снижаются доходы, значит, сокращаются покупки (спрос). Снижаются покупки – сокращается производство (т.е. товарное предложение). Это значит, что задачи, поставленные в предвыборном послании Владимира Путина в начале 2018 года на год 2024-й, не будут решены с вероятностью 99,9 процента. Другой вариант, да еще и в условиях западных санкций, означал бы настоящее чудо. Кроме того, прирост экономики (и то лишь с 2022 года) едва ли выйдет за рамки 1,5–2 процента, что не позволит нам ни догнать, ни, тем паче, перегнать…
И, пожалуй, главная проблема в том, что экономика неотделима от политики. Можно добиться необходимых цифр поддержки в ходе голосования, но сам вектор – нарастание государственного монополизма в социально-экономической и общественно-политической сфере все больше входит в противоречие с актуальными нуждами страны, все сильнее тормозит развитие в его современном варианте. И разного рода манипуляции эту проблему не решат. Так же как невозможно пренебречь фактом, что наиболее продвинутые, образованные, мобильные слои населения воспринимают ситуацию (как экономическую, так и политическую) критичнее, тревожнее, негативнее, чем остальные соотечественники (пусть даже большинство). А с опорой только на остальных (при всем уважении к ним) нам тоже ни догнать, ни, тем более, перегнать…
Председатель Счетной палаты предлагает уже не в первый и не в десятый раз слезть с нефтяной иглы и резко увеличить вложения в человеческий капитал – прежде всего, в образование, науку и здравоохранение. Плюс к этому уменьшить налоги на бизнес, дать больше финансовой самостоятельности регионам.
Звучит красиво и, кстати, об этом же неоднократно говорил и президент России, и руководители рангом ниже. Но воз и ныне там? Почему? Одна версия ответа: кто-то персонально недорабатывает, где-то в правительстве что-то не оптимизировано. Ну и, как уже сказано, внешние враги и их пятая колонна в России. А потому, мол, еще затянув политические гайки, надо на втором дыхании продавливать национальные проекты – буквально фирменное изделие государственного капитализма. То есть курс, который был до коронавируса, не только сохранится, но и ужесточится.
Но все же: не воплотить ли в жизнь красивые слова? Главная загвоздка (в ней же – вторая версия ответа) – политическая. Рецепты от Кудрина (и не только от него) неизбежно подразумевают ослабление административных функций государства по целому ряду направлений, возрождение и усиление конкуренции и в экономике, и (обязательно!) в политике. А значит, вполне реальной и даже обычной, обязательной станет регулярная смена власти на всех уровнях – от сельского поселения до Кремля. Возможно ли такое в нынешней России?
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»