2 декабря очередным гостем Клуба публичной политики стал заместитель губернатора — руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области Дмитрий Чернышов. Встреча была посвящена подведению предварительных итогов 2016 года — как общеполитических, так и частных, касающихся в основном работы правительства региона. Разговор получился жесткий и очень открытый.
Фото Татьяны Глюк
Впрочем, в последнее время встречи КПП привлекают больше внимания общественников и журналистов, чем тех, для кого клуб был создан, то есть студентов ИГУ. На предыдущей встрече, состоявшейся почти ровно год назад, Дмитрий Чернышов представил гостям сайт «открытого правительства» Иркутской области, новую же встречу предложил сразу начать с вопросов. Первый же вопрос поставил гостю сложную задачу: назвать проблемы, с которыми столкнулось правительство региона в уходящем году.
— Проблем много у всех, тем более у нашего правительства, которое переживало период формирования. В целом команда сформирована, со своими задачами она справилась. Был принят и исполнен бюджет на 2016 год, социальные обязательства мы выполняем. Неплохие показатели по налоговым и неналоговым поступлениям плюс 19 процентов по налогам — по этому показателю мы на первом месте в Сибирском федеральном округе и на 12-м месте в России. Весь год говорят, что у нас разные группировки, но это обострение не у нас, а извне. Александр Битаров вправе, и это даже его обязанность, дать оценку работы правительства — он оценил ее на тройку. Наверное, он прав, у меня оценка чуть-чуть оптимистичнее — четыре с минусом, например, — заявил Дмитрий Чернышов.
По мнению Дмитрия Чернышова, организация работы правительства — полномочие председателя правительства, а вот кадровые вопросы — в сфере компетенции губернатора.
— У меня, может быть, даже не хватит смелости высказать свои предположения и комментировать эти решения, если они будут приняты, — сказал Чернышов.
Послание президента, прозвучавшее днем ранее, стало поводом еще для нескольких вопросов. Многие задачи, поставленные президентом, адресованы прямо руководителям регионов Прибайкалья и местным властям. Дмитрий Чернышов признал, что в правительстве области очень внимательно выслушали послание и уже даны поручения провести анализ этих задач. В первую очередь, напомнил Дмитрий Чернышов, еще в начале года было дано указание губернатора провести анализ инвестиционных проектов в лесной отрасли — одобрение губернатора получат только те проекты, в которых предусмотрен полный цикл переработки. Тем самым правительство региона предвосхитило основные положения послания президента и уже работает в нужном направлении. Остаются острые проблемы по утилизации бытовых и промышленных отходов, работа в этом направлении ведется.
Кадровый вопрос в работе правительства не оставлял мысли гостей КПП. Один из них поинтересовался, насколько законно совмещение министром молодежной политики Александром Поповым должностей министра и главы регионального отделения Российского союза молодежи. Дмитрий Чернышов признал существование проблемы и сообщил, что уже дал поручение провести антикоррупционную проверку этого факта.
— Насколько мне известно, Попов уже сложил полномочия в РСМ, но если это не так, он обязательно это сделает, — сказал Чернышов.
Руководитель аппарата прокомментировал и историю с решением суда о восстановлении в должности Сергея Журкова, экс-руководителя Агентства лесного хозяйства: поскольку сейчас такого органа нет (его сменило министерство лесного хозяйства), то и восстанавливать некуда. Более того, правительство — при поддержке прокуратуры — будет обжаловать решение суда и считает увольнение Журкова абсолютно правильным. Кроме того, правительство планирует провести еще одну служебную проверку о бездействии Журкова при подготовке к пожароопасному периоду.
Тема бюджетных средств, которые, может быть, придется платить Журкову, вызвала вопрос о бюджетных инициативах администрации Иркутска. Дмитрий Чернышов считает конфликт по этому поводу не слишком серьезным, потому что сторонники инициативы занимались в основном эпатированием публики, а не решением актуальных проблем. Иначе инициаторы налоговых инициатив провели бы обсуждение обстоятельно, а не действовали в пожарном порядке.
Отвечая на вопрос, как он относится к резкому высказыванию в его адрес со стороны главы областной Ассоциации муниципальных образований, мэра Черемхово Вадима Семенова, Дмитрий Чернышов отметил:
— Я считаю, что клоунада должна быть только в цирке, а мэр все же должен вести себя серьезно.
Следующий вопрос был на эту же тему: встречались ли Чернышов и Семенов после этого инцидента?
— Нет, он ко мне не приходил, — сообщил заместитель губернатора. — Но мои двери всегда открыты, возобновить диалог никогда не поздно.
При этом к Вадиму Семенову (одному из активных участников событий вокруг налоговых инициатив) Дмитрий Чернышов относится с большим уважением — и за высокую поддержку со стороны жителей города, и за его активную работу на посту.
— С такими же инициативами выходили многие мэры. Сессия 9 декабря, а я бы не хотел предвосхищать решение депутатов, — отметил Чернышов. — Что касается распространения материала об этом запросе через пресс-службу правительства, то я всегда даю пресс-службе только одну установку: давать честную и правдивую информацию. Если я узнаю, что пресс-служба кого-то обидела и дала неправильную информацию, виновные будут наказаны. Чтобы завершить тему с бюджетом, то давайте признаем: бюджет — сложный документ, над ним три месяца работали специалисты. И вдруг появляется такая инициатива. Нам нужно было работать над изменением нормативов заранее, как минимум с весны, а не выносить этот вопрос на одну сессию с бюджетом. Это я считаю неправильным. Инициатива сама по себе абсолютно правильная, мэр Иркутска имел полное право ее внести. Я выслушал 25 мэров в личных беседах, каждый говорил о необходимости нормально завершить год. И 23 из них отнеслись к инициативе отрицательно — с ними этот документ не обсуждали. Ассоциация представляет интересы всех мэров, а не одного-двух. Речь только о том, что не должны пострадать люди на дотационных территориях.
Тема объявленного год назад открытого правительства в течение года постепенно сошла на нет, и руководитель аппарата следил за угасанием этого интереса. Во время встречи Дмитрия Чернышова с общественностью в Ангарске даже прозвучала жалоба на отсутствие реакции на обращения, и он дал поручение разобраться в причинах — то ли автор обращения в чем-то ошибся при работе с сайтом, то ли чиновники перестали исполнять свои обязанности.
Кадастровая оценка имущества в муниципальных образованиях до сих пор остается нерешенной задачей. Сначала все дружно радовались росту налогов в муниципальных образованиях, потом выяснилось, что оценка была проведена некачественно и крупные компании ее оспорили. Теперь Дмитрий Чернышов внимательно следит за новой процедурой оценки и сомневается, что этот сложный процесс будет завершен в 2017 году. Вопрос о количестве советников губернатора на общественных началах и оптимизации численности чиновников можно было назвать ожидаемым. В ряде министерств оптимизация уже состоялась — как раз на обещанные 10 процентов, очередные обещания на ту же тему недавно дал министр лесного комплекса Сергей Шеверда, но насколько будет выполнено поручение губернатора до конца года — пока сказать трудно. Дмитрий Чернышов затруднился назвать точно количество советников, потому что идет ротация и число меняется.
— Готов предоставить эту информацию в понедельник, вы сможете ее опубликовать, — пообещал Чернышов.
Некоторые участники встречи приняли возможность высказаться на встрече как настоящую митинговую площадку и произнесли прочувствованные речи минут по пять каждый. Дмитрий Чернышов сразу дал понять, что обе темы относятся к компетенции отдельных служб и министерств, но все-таки пытался ответить.
— Чаще всего такие проблемы, особенно в больницах, — это проблема менджмента, в первую очередь главного врача. В Черемхово на территории больницы колодцы стояли открытые, пока главврача не поменяли. Я не хочу вступать в этот вопрос, потому что это компетенция министра здравоохранения, он даст свою оценку, — пообещал Дмитрий Чернышов.
Иркутская область получила в Государственной думе несколько молодых и активных депутатов, каждый из которых накануне выборов говорил о плохой работе правительства с депутатами. На очередной сессии Законодательного собрания один из депутатов в очередной раз просил «собрать и поставить задачу».
— Кто хочет работать — тот работает, кто не хочет — тому костюм жмет, ботинки не те и так далее. Вот Виталий Шуба: встретился с губернатором на третий день после вступления в должность и сразу включился в работу. Ему никакой раскачки, никаких задач ставить не надо было. На мой взгляд, депутатов не нужно делить по фракциям и партиям, они избраны от области — должны работать. Пока по техническим причинам мы их действительно собрать не смогли, но в очередную командировку в Москву губернатор их обязательно соберет, — пообещал руководитель аппарата.
Представительство Иркутской области в Москве может кому-то казаться слабым, но сам Дмитрий Чернышов это мнение не разделяет: глава представительства Евгений Балашов имеет опыт работы в правительстве Москвы и федеральных органах власти, нареканий к его работе у губернатора и председателя правительства нет. Обвинения в адрес министра лесного комплекса Сергея Шеверды (многие родственники которого работают в лесном бизнесе) звучат, но подтверждения не получили: была проведена проверка, которая не выявила конфликта интересов — пока, по крайней мере, родственники министра преференций не получили.
Дмитрий Чернышов читал письмо мэра Братска Сергея Серебренникова, но «по диагонали».
— Ничего нового и интересного я там не увидел. Ничего такого, на что нужно реагировать и принимать меры к сотрудникам аппарата. Проблемы с Братском давние и очень большие — и по переселению, и по строительству социальных объектов. Братск заявился на программу переселения, подходит сейчас к третьему этапу, и мы должны констатировать: муниципальное образование не справляется со своими обязательствами, в то время как область и федерация все выполнили в полном объеме. Более того, область за счет собственных средств снизила обязательства администрации Братска до минимума, всего до 20 млн рублей. Надо было лишь выделить землю и заключить контракты с застройщиками, а администрация Братска с этими задачами не справилась. Буквально позавчера губернатор провел очередное совещание со строителями, а мэр Братска на него в очередной раз не приехал. Теперь ждем заключение прокуратуры, которая должна дать оценку этим событиям. Конечно, налаживать отношения нужно, и решать общую задачу нужно, жители-то не виноваты, — сказал Дмитрий Чернышов.
Дмитрий Чернышов призвал мэров завершить переписку и начать работать на благо жителей. Он напомнил, что попал в правительство области из администрации Ангарска, где возглавлял комиссию по признанию домов аварийными, — вся эта процедура ему известна, и ничего чрезмерно сложного в этой работе нет. Примером для мэров должны стать отношения региональных властей с федеральными: взаимоотношения строятся спокойно и ровно, никаких конфликтов нет — есть понимание целостности страны и наличия вертикали власти. Несмотря на то что губернатор Иркутской области — член КПРФ, а большинство в Законодательном собрании принадлежит «Единой России», все работают рука об руку.
— Я не хочу говорить, что ситуация с бюджетом 2016 года — это чудо, потому что я видел, как работал губернатор с вертикально интегрированными компаниями. Поверьте, это не чудо. Группа «Илим» заплатила в 2015 году в бюджет области 6 млн рублей. А область им давала 8 млн кубометров леса. В этом году — от 1 до 1,2 млрд. Плюс к этому 100 млн рублей по соглашению о социально-экономическом сотрудничестве, а на 2017 год — 275 млн рублей, — рассказал Дмитрий Чернышов. — Это работа именно губернатора, это его уровень отношений. Всем нам не стоит забывать о сложной ситуации в стране, но работа эта продолжится, и мы отчитаемся.