Действительно ли нынешний курс единственно верный, альтернативы ему нет и те, кто критикует, ничего разумного не предлагают? Общий ответ сразу на три подвопроса – нет. Это касается не только России, но и других стран. Где-то в большей степени, где-то в меньшей, но внятные альтернативы есть, причем они сформулированы. Противоположные утверждения – обычный пиар, чтобы возвысить себя и принизить оппозицию. При этом обсуждение и реализация альтернатив напрямую связаны с политической конкуренцией и политической свободой.
Что происходит сейчас? Очевидно, все намерения поднять-таки экономику сводятся к «тонкой настройке»: учетную ставку чуть поднять или чуть опустить, министра Икс заменить на министра Игрек, в министерстве таком-то создать новый отдел, а в другом ведомстве сократить два, передать некоторые полномочия из одного ведомства в другое и т. д. и т. п. А чтобы вертикаль власти не скучала, поставлена очередная задача на перспективу – национальные проекты. Это когда финансовые ресурсы собирают со всей страны, включая негосударственный сектор, концентрируют в руках государственного руководства, и уж оно сделает всем красиво. Спорная идеология, и не потому, что кто-то кому-то не нравится, а в принципе, по большому счету.
Но делать нечего, на выборах из раза в раз голосуем за тех, за кого голосуем, а значит, такую идеологию, такое мировоззрение поддерживаем. И как одно из множества следствий: отнюдь не случайно то тут, то там творятся безобразия, и чтобы совладать с ними, приходится бить поклон батюшке-царю (сейчас, на этом витке истории, он называется президентом). Правда, каким бы ни был царь, на всех его не хватит. Между тем время идет, на смену «тучным», благословенно-нефтяным нулевым пришли тревожные десятые, на подходе и двадцатые, а оптимизма что-то не прибавилось.
«Дней Александровых прекрасное начало» – слова Пушкина стали нарицательными для России разных эпох. Продолжение всегда было иным
Кстати, на заре нулевых, когда Владимир Путин только заступил на вахту, карт-бланш на подготовку дальнейших реформ получили Центр стратегических разработок (ЦСР) и министр экономического развития Герман Греф. «Дней Александровых прекрасное начало», – говорил великий поэт о другой, но в чем-то похожей эпохе. Как и тогда, по мере укрепления главы государства и, параллельно, завершения подготовки рекомендаций, у самодержца (ныне – президента) росли сомнения. Зачем огород городить, вносить смуту? Вроде и без перемен неплохо: вон как нефть подорожала, зальем всех деньгами, и вся недолгая.
И вот, уже в 2004 году, Греф докладывает на заседании правительства о предстоящих реформах. И его главный вывод: чтобы поднять экономику, нужны реформы вне экономики. То есть коренным образом реформировать судебную систему и правоохранительные органы, сохранить реальный федерализм, то есть широкие права регионов, намного больше внимания и ресурсов направлять в человеческий капитал – прежде всего в образование. Без этого будем топтаться на месте, и это еще в лучшем случае.
Грефу отвечают примерно так: «Вы, молодой человек, какую должность занимаете? Министр экономики? Ну вот и занимайтесь экономикой, а остальные сферы и вопросы – не ваше дело». Принципиальный, далеко идущий ответ, означающий, что комплексного подхода не будет. А значит, не будет и успеха. Нет, конечно, по мелочам, кое-где, кое в чем, на короткое время. Но чтобы мощный, фундаментальный прорыв на глубокую перспективу – нет, не получится.
А вскоре пыл дворцовых реформаторов и вовсе остудили, разбросали их по углам, хотя способностям Грефа все же нашли применение в другом месте – важном, но не в таком, чтобы посягать на государственный курс в целом. Обуздать умеренную фронду было несложно, так как еще одна составляющая успешного развития российской экономики – политическая конкуренция – хирела с каждым годом. И не случайно, а в полном соответствии с осознанным политическим курсом. А с 2014 года прибавились международные факторы, которые тоже невозможно отделить от экономики и социальной сферы.
Безусловно, в альтернативных программах много пунктов и подпунктов. В рядах оппозиции есть и блестящие специалисты – например, Сергей Гуриев, который хоть сейчас может стать эффективным министром экономического развития и даже премьер-министром, но… под в принципе другой курс во внутренней и внешней политике. Однако любой разговор о деталях (хотя даже такие разговоры сейчас не очень-то поощряются) лучше начинать с принципиальной развилки: мы пытаемся поднять экономику только действиями внутри самой экономики или начинаем для этого с перемен вне экономики?
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»