Утренние новости на областных телеканалах и интернет-СМИ принесли жителям области радостное известие: Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова посетит Францию с гастролями. Французы увидят спектакль «Игрок» по роману Федора Достоевского.
В новейших традициях иркутских СМИ тут было бы самое время журналисту рассказать что-нибудь возмущенным тоном про нерациональное использование бюджетных средств. Про поездки в благополучные европейские страны — «в то самое время, когда об «Игроке» и других спектаклях мечтают жители Тофаларии или Катангского района…». И про проверку Контрольно-счетной палаты, которая обязательно будет проведена и выведет на чистую воду всех чиновников-аферистов, катающихся с театром за казенный счет, не будучи при этом ни актерами, ни даже суфлерами…
Но почему-то тишина. Ни крика, ни визга, который многие издания устроили по поводу поездки Губернаторского симфонического оркестра в Австрию, не случилось. В чем разница-то? В том, что театр — «Иркутский академический драматический», а оркестр — «губернаторский»? Кто-то полагает, что все «губернаторское» априори вызывает подозрения? И должно быть если не уничтожено с показательной жестокостью, то, по крайней мере, тщательно проверено и с максимальной гнусностью оболгано?
Или причина в том, что руководитель театра, его многолетний директор Анатолий Стрельцов — один из сопредседателей Иркутского регионального отделения Общероссийского народного фронта, а у некоторых изданий есть жесткие политические предпочтения? Или им просто запрещено упоминать в сколько-нибудь критическом контексте все, что так или иначе связано с «Единой Россией»? Например, пенсионную реформу или арест сенатора Арашукова?
А может быть, все еще проще? Хочется надеяться. Например, на то, что редакторы наконец-то осознали, насколько глупо и поспешно было выступление по поводу гастролей в Австрии, и больше про культуру непроверенных материалов не выпускают. Даже и перед оркестром рады бы извиниться, но что-то пока не позволяет. То ли гордость, то ли техническое задание от настоящего заказчика всего этого «околокультурного» скандала. Заказчик-то вполне очевиден: «медвежьи» уши регионального отделения «Единой России» торчат из-за каждой строчки, из-за каждого крохоборского выступления про то, как дорого обходятся области фестивали «Звезды на Байкале» и выступления Дениса Мацуева, гастроли симфонического оркестра, ремонты театральных зданий, строительство домов культуры, содержание библиотек… Сформированный ИРО ЕР «сводный хор» умеет синхронно петь по нотам, выданным из партийной библиотеки. Но даже его лучшим солистам эти выступления удовольствия не могут доставить.
Хочется верить, что впредь в Иркутской области ни одна политическая сила не станет втягивать в политику ни отдельных деятелей культуры, ни целые творческие коллективы. Было бы идеально, если бы вне политики оставили образование, здравоохранение, детей — всех тех, чье участие в этом сложном деле совершенно необязательно. Да и СМИ стоило бы держаться в стороне от сугубо партийных дискуссий.
И кстати. В глубинку, в дальние районы Прибайкалья, регулярно приезжают и Губернаторский оркестр, и театры Иркутска, включая драматический. Но разве это имеет значение для хора «Единой России», в очередной раз пустившего фальшивую ноту?