... Иркутск
Доллар
Евро

Судья КС: Решение об отмене выборов мэров противоречит Конституции

Судья Конституционного суда РФ Александр Кокотов (на фото) выступил с особым мнением, в котором заявил, что одобренная КС 1 декабря отмена выборов мэров, в том числе Иркутска, противоречит Конституции. Как сообщает газета «Коммерсант», судья считает, что в таком случае губернаторы получают «действенное средство влияния на подбор глав» муниципальных образований, а местное самоуправление «превращается в формальность».

«Исключительно формально» будет исполняться и требование КС об установлении субъектами РФ критериев для введения единственного варианта избрания главы муниципалитета, уверен судья: они по подсказке КС будут ссылаться на критерий «осуществления значительного объема имеющих государственное значение публичных функций», под который подпадают все столицы регионов. Тот же расплывчатый критерий позволит легко отменить выборы глав во всех, а не в некоторых, как говорится в решении КС, городских поселениях.

— Судья с таким подходом не согласен, выступая за «предельно узкий набор четко очерченных в федеральном законодательстве случаев» — например, «несовпадение интересов разных групп населения на этнической, религиозной или экономической почве», не позволяющее бесконфликтно проводить выборы, — отмечает издание. — Он не верит, что усиление присутствия властей субъектов в муниципальных образованиях «кардинально улучшит там ситуацию с управляемостью, социально-экономическими показателями, снизит уровень коррупции и воровства». Лучше уж прямо заменить местное самоуправление на местное государственное управление, говорится в особом мнении. Судья напомнил, что такую возможность КС разрешил в 1997 году при условии, что главы местных государственных администраций будут избираться населением, а не назначаться губернаторами.

Не следовало КС забывать и о влиянии спорной реформы «на фундаментальную модель публичной власти в стране», уверен Кокотов. Местное самоуправление в его версии — это «третий уровень федерализма»: федеральный центр должен опираться на регионы и муниципалитеты, используя последние для «воздействия на субъекты с целью удержания их в русле единой госполитики и конституционного пространства». Вместо этого происходит «заведение муниципальных образований под регионы» и «сворачивание в привычную для страны вертикаль власти»: муниципальная реформа, включая наделение субъектов РФ правом изымать у муниципалитетов полномочия и расширение оснований для отрешения мэров от должности, «меняет силовой баланс в отношениях между региональными и местными элитами, субъектами РФ и муниципальными образованиями».


Яндекс.Метрика