В прошлый раз экспертный совет по рекламе при иркутском управлении антимонопольной службы собирался в июле 2016 года, но, несмотря на продолжительный перерыв, вопросов в повестку вошло не много. Рассаживаясь 26 апреля в одной из аудиторий бывшего иняза (ныне — корпуса Иркутского государственного университета), эксперты спокойно переговаривались, готовясь посвятить минут 40–50 своего времени обсуждению степени оголенности тел на рекламных баннерах, сомнительных каламбуров и прочих потенциально оскорбительных моментов. Они еще не знали, что в привычный ход вещей вмешается Валентина Николаевна.
Реклама Центра молекулярной диагностики возмутила сразу нескольких горожан. На ней с надписью «цифровой маммограф» соседствует изображение обнаженной по пояс, прикрывающей бюст двумя грейпфрутами девушки. Случай, отметим, уникальный: в кои-то веки образ женской груди эксплуатируется, чтобы прорекламировать что-то, действительно имеющее отношение и к женщинам, и к груди. Тем не менее заявители сочли рекламу непристойной. Усугубляется положение тем, что филиал центра на улице Рабочего Штаба (именно рядом с ним установлен баннер) соседствует со школой № 10 и с храмом Покрова Божией Матери. Одна из его прихожанок Валентина Николаевна Евдокимова не только обратилась в УФАС, но и развила бурную общественную деятельность, захлестнувшую и директора учебного заведения, и руководство диагностического центра.
— Мы пошли в школу, а мальчик говорит: «Прикольно! Золотые купола...» [делает хватательные движения руками]. Дети не выросшие, видя это, они с ума сходить начинают! Тело к этому сексу не готово, а глаза ловят. Это конец нашего генофонда! Это конец! Вот эти шары на фоне церкви, памятника нашей святой Руси! Мы заходим в этот центр к заведующей, думали, она в кабинете с больными, а она в фитнес-клубе. Это что?! Я давно хочу в Интернете Путину написать, что надо придумать статью о вредительстве российскому укладу! Это вредительство! — эмоционально выступила Валентина Николаевна.
Представительница Центра молекулярной диагностики напомнила, что рак молочной железы нередко приводит к смерти заболевшей, а ранняя диагностика помогает такого исхода избежать. Именно с помощью маммограммы диагностировать заболевание можно на ранних стадиях, когда оно еще излечимо. Для того маркетологи центра и хотели привлечь внимание потенциальных клиенток. Она подчеркнула: грудь на фото не видно, она закрыта фруктами, которые авторы рекламы считают символами здоровья.
— Ну не так же! — не сдержалась Валентина Николаевна. — Можно же одетую грудь и стрелочку на нее! А вы нравственно больны!
Прерываемые возгласами об утерянной нравственности и важности здорового духа для здорового тела, попытались высказаться и члены экспертного совета. Они сошлись во мнении, что размещать баннер рядом с церковью было не лучшей идеей, а вот по поводу самого изображения позиции разошлись. Кто-то уловил эротический подтекст, кто-то разделил переживания о влиянии на неокрепшие детские умы, мол, распространяли бы листовки в поликлиниках, и хватит. Представитель Роскомнадзора Наталья Кучина призналась, что не знала, что такое маммограф, и сначала решила, что баннер посвящен увеличению груди. Раввин Аарон Вагнер предложил учесть, что конечная цель рекламы — спасение жизней.
— Надо доводить до каждой молодой девушки, что нужно очень внимательно относиться к своему здоровью. Тогда и онкологии будет меньше. Я с уважением отношусь ко всем высказавшимся, но если взрослая женщина не знает, что такое маммограф, — это неправильно, — отметил председатель иркутского отделения Союза журналистов России, заведующий кафедрой журналистики и медиаменеджмента ИГУ Александр Гимельштейн.
В итоге большинством голосов члены экспертного совета, разбив веру Валентины Николаевны в справедливость, признали рекламу пристойной, но рекомендовали у церквей ее не размещать. Священник Павел Телегин решил проводить разочарованную заявительницу из помещения. Но на долю секунды вывернувшись из добрых объятий отца Павла, женщина припечатала членов экспертного совета финальным «Губители!». Прощально мелькнул в дверях ее розовый платок, и под затихающие крики об утраченной святой Руси собравшиеся смогли продолжить работу.
По поводу рекламы сериала «Не вместе» со слоганом «Есть ли секс после развода?» мнения членов экспертного совета разделились. Руководитель регионального управления ФАС Александр Кулиш без сомнений заявил: изображение двух мужчин и одной женщины вместе в кровати ничего хорошего потребителю не несет. Пусть даже в кровати они сидят, да к тому же, по определению Александра Гимельштейна, «одетые, грустные такие». В том, что ответ на вопрос из слогана, каждому в этой жизни придется найти самостоятельно, все были солидарны, а вот опасность в слове «секс» сумел разглядеть не каждый. Прозвучали даже опасения, что этот риторический вопрос в сочетании с названием шоу может подорвать у детей веру в институт семьи. Голоса разделились поровну, но Александр Кулиш, на правах председателя обладающий двумя голосами, изменил ничью на вердикт о непристойности этой рекламы.
Сомнительный ход для раскрутки одной из своих акций в социальных сетях выбрала известная сеть «Бургер Кинг». В повестке он был сформулирован как «использование мема Дианы Шурыгиной«. Среди членов совета нашлись те, кто не был знаком и с мемами, и с историей 17-летней жительницы Ульяновска, прошумевшей на всю страну. К счастью, после выяснения деталей совет счел неуместным использование образа жертвы изнасилования для продажи фастфуда, хотя и тут голосование не было единогласным.
Постер сериала «Филфак» вернул обсуждение к теме женской груди. На этот раз она была прикрыта книгой со страницами в тон кожи модели. Слоган гласит: «Сериал для тех, кто видит книгу». Как выяснилось, действительности он не соответствует.
— Я вот филолог, а увидел совсем не книгу, — поделился Владимир Боровик. — И в книге должны быть слова или хотя бы изображения.
Оказалось, что и размер имеет значение.
— Это ведь большой баннер, не сантиметры груди, посмотрите, это целые метры груди, — отметила Наталья Кучина.
Преподаватель кафедры журналистики и медиаменеджмента Илья Сосновский указал, что слово «филфак» на плакате разбито на две части, что привело к изменению его значения. Вместо общеупотребительного российского сокращения образовались два коротких написанных кириллицей английских слова.
— Это даже не секс как таковой, а его оскорбительное наименование, — охарактеризовал одно из них Сосновский.
Двое членов совета пытали отстоять рекламу «Филфака», но большинство все-таки сочло ее непристойной. Так же после обсуждения было охарактеризовано и интернет-объявление ночного клуба «Дикая лошадь», обещающего свободный вход девушкам в коротких юбках и шортах. Эксперты раскритиковали авторов не только из-за порочности используемых образов, но и по поводу грамматических ошибок. Завершилось затянувшееся на два часа заседание первым единогласным голосованием. Рекламу магазина «Точка джинс» обсудить предложил отец Павел.
— Я не хотел бы, чтобы это видели мои дети, а особенно дочь, — рассказал он.
Продавать штаны коммерсанты опять-таки решили с помощью полуобнаженной девушки. Грудь на этот раз прикрыли обещанием скидок, но экспертов больше смутили расстегнутые джинсы модели. Рекламу единодушно признали непристойной.
Фото пресс-службы Иркутского УФАС