Фото Славы Степанова
Стартовала первая проектная сессия по разработке концепции пространственного развития Иркутска. 24–25 февраля 2016 года публично озвучили свои заключения команды проектировщиков, приглашенные выработать оптимальный сценарий градостроительного развития столицы Прибайкалья. По заказу мэрии областного центра и архитектурного некоммерческого объединения «Иркутские кварталы» в эту большую работу включились региональное отделение Союза архитекторов России, тандем Института генплана Москвы и архитектурного бюро «Остоженка», санкт-петербургский Институт территориального планирования «Урбаника».
В декабре 2015 года они приступили к диагностированию пространственного самочувствия Иркутска и прилегающих к нему территорий. Аналитические результаты этих исследований прозвучали наряду с первыми эскизными набросками будущей градостроительной эволюции города и его сателлитов. В апреле эти прикидочные варианты обретут конкретику и четкость, а уже в мае, по плану организаторов градостроительного прорыва, на суд экспертов будут представлены итоговые проектные документы. Один из них, вероятно, ляжет в основу нового генплана развития Иркутска.
Ареопаг экспертов составили исполнительный директор института «Ленгипрогор» Юрий Перелыгин, заслуженный архитектор России Марк Меерович, главный архитектор Иркутской области Екатерина Протасова и заместитель мэра — главный архитектор Красноярска Андрей Макаров. Хотя, конечно, решающую точку в финале грандиозного архитектурного ристалища поставит генеральный заказчик — иркутская мэрия в лице градоначальника Дмитрия Бердникова, принявшего активное участие в работе первой проектной сессии.
«Капитаны» трех конкурсных команд поочередно высказались о состоянии пространственной организации Иркутска. Общим мнением стала оценка действующего генплана города, который неактуален и нежизнеспособен, во многом устарел, противоречив, а местами даже утопичен, не отражает современных тенденций и не задает параметров будущего развития городской территории, отставая даже от сегодняшних реалий. Из чего следует, что новый, эффективный генеральный план развития областному центру насущно необходим. Он должен базироваться на четком понимании ключевых проблем городской территории и содержать оптимальные пути их преодоления.
В общих чертах все три коллектива проектировщиков выявили одни и те же главные болевые точки в диагностике городского организма. Это, прежде всего, абсолютно необоснованная территориальная разорванность — и, как следствие, клубок застарелых транспортных проблем. Отсутствие внятной и удобной транспортной схемы, неравномерная транспортная нагрузка в черте города, пробки, паразитирование транзитных грузопотоков на городской дорожно-транспортной сети. Генеральный директор питерского института «Урбаника» Антон Финогенов заявил даже, что центр Иркутска на сегодня является самым крупным пересадочным узлом во всей Российской Федерации, подобной пассажирской нагрузки не испытывает ни один из региональных центров отечества. Говорили также о чрезмерной гибкости, если не сказать «гуттаперчевости», градостроительной политики, которая угрожает Иркутску захватом рекреационных земель и прочими алогическими перспективами. Указывали на опасность новообразований вокруг городской черты, которые в недалеком будущем могут превратиться в пояс трущоб вокруг областного центра, где станут неразрешимыми инфраструктурные проблемы. Исследователи признали, что возможности развития в границах городской черты практически уже исчерпаны, емкость территории не оставляет иллюзий. Дальнейшая жилая застройка стала бы для Иркутска приговором, новые кварталы невозможно стало бы на должном уровне инженерно обслужить. Экспансия жилищного строительства ведется в логике хаоса, город стремительно теряет пока еще внушительный зеленый каркас. Меняется его привлекательная физиономистика с ее живописными склонами к рекам, внутригородскими рощами и парками, которые к тому же не имеют яркого сценария. То, что стоит сохранить и упорядочить, на деле истребляется и бледнеет.
Общественности были представлены несколько сценариев дальнейшего пространственного развития Иркутска.
Иркутские архитекторы предложили два. Первый — агломерационный, при котором в городскую черту включаются Мамоны, Дзержинск, Ушаковское и Молодежное МО. Второй, названный «Большой Иркутск», предлагает разделить Иркутский район на несколько кластеров: центральный городской, транспортный Большелугский, промышленный Шелеховско-баклашинский, сельскохозяйственный Хомутовский и туристический Листвянский. Таким образом, городской округ пополнят несколько десятков населенных пунктов. Новый аэропорт иркутские разработчики предлагают построить на территории Усть-Ордынского Бурятского округа, в разветвленное транспортное кольцо связать Иркутск, Мамоны, Максимовщину, Смоленщину и Шелехов.
Зодчие из Питера увидели будущее столицы Прибайкалья в четырех вариантах. «Экспансия» — развитие от центра к периферии до границ «реального города»; «Альтернатива» — эксплуатация статуса столицы через тесное взаимодействие Иркутска и Иркутского района, особенно в туристической сфере; «Изменение» — концентрация ресурсов на жилье, образовании и промышленности; «Сжатие» — сосредоточение усилий в жестко замороженных границах.
Москвичи также представили четыре сценария для эволюции Иркутска и области в целом: «Конкурирующий рост», «Догоняющий рост», «Компенсация упущенных возможностей» и, наконец, «Сохранение себя». Титульные названия данных стратегий печально симптоматичны. Зодчие обеих столиц констатировали, что для нас наиболее реальны сценарии «Сжатия» и «Сохранения себя». Как говорится, по одежке протягивай ножки, что в переводе на язык родных осин означает — не до жиру...
— Очень важно, что мы сегодня встретились и обсудили результаты работы специалистов, — подытожил смысл двух сессионных дней мэр Иркутска Дмитрий Бердников. — В целом группы архитекторов определили примерно одинаковые болевые точки Иркутска, при этом предложили разные способы устранения городских проблем и дальнейшего развития нашей территории. Последуют еще более детальные обсуждения, в том числе с общественностью.