Двухступенчатая система власти в Ангарском районе доказала свою неповоротливость и неэффективность. Но пути ее преобразования выглядят настолько сложными, что сохранение нынешней конфигурации на неопределенный срок практически неизбежно.
Как рассказал в ходе пресс-конференции 9 июля первый заместитель председателя правительства Иркутской области Виктор Игнатенко, обсуждать тему до 14 сентября вообще не имеет смысла: пока не будет избрана дума Ангарского района, некому зарегистрировать инициативную группу и начать юридическую процедуру преобразования. Практика показывает, что во время избирательной кампании ангарские общественные и политические деятели охотно используют тему реорганизации района и преобразования Ангарского городского поселения в городской округ. Но как только дума сформирована, интересы у депутатов немедленно меняются на противоположные — никто не станет тратить столько ресурсов и времени, чтобы тут же сложить полномочия. То же самое касается и мэра района, которого, кстати, тоже нужно выбирать 14 сентября.
После того, как дума будет избрана и приступит к работе, сторонники превращения Ангарска в городской округ должны будут сформировать инициативную группу. Что это будут за люди, откуда они появятся и как объяснят горожанам, что «вчера было рано, завтра будет поздно, поэтому — сегодня» — неизвестно. Ангарск — третий по величине город в Иркутской области, но круг допущенных к принятию решений узок. Одни и те же люди руководят муниципальными учреждениями, избираются депутатами всех уровней — от городского до Законодательного собрания — а потом попадают в Общественную палату.
Если допустить, что инициативная группа все-таки соберется, местные власти вынуждены буду ее зарегистрировать. Отказ в регистрации можно будет оспорить в суде и, по мнению Виктора Игнатенко, выиграют дело без особых затруднений. Но регистрация еще не самое сложное. Для проведения агитационной кампании и подготовки голосования в форме референдума (Виктор Игнатенко несколько раз подчеркнул, что это ни в коем случае не референдум, а совершенно отдельная, особо прописанная в законе процедура) можно будет использовать только средства, которые инициативная группа сумеет собрать самостоятельно. Средства областного или муниципального бюджета для этих целей использовать категорически запрещено. По мнению Виктора Игнатенко, общественное мнение в Ангарске созрело и найдется достаточно много желающих — как среди владельцев и руководителей предприятий и организаций, так и среди частных лиц — которые захотят поддержать начинание собственными деньгами.
И вот тут предстоит наиболее сложное — объяснить жителям Ангарска, Мегета, Савватеевки и Одинска необходимость перемен. Считается, что сейчас положением недовольны все. Город Ангарск является крупнейшим донором районного бюджета, при этом бюджет Ангарска все равно остается профицитным, а бюджет района — дефицитным. Двухступенчатая система управления, в которой полномочия городского поселения и района не были прописаны полностью и со всей ясностью, явно препятствовала развитию города. Две администрации и две думы, каждая со своим аппаратом, ложились на оба бюджета тяжким бременем.
Сельские поселения в этом раскладе оказывались в некотором плюсе. Да, они не всегда были самостоятельны в принятии решений, зато явно или косвенно подпитывались от богатого бюджета Ангарска. Именно поэтому, вероятно, жители сельских поселений провалили голосование по аналогичному вопросу, проводившееся параллельно с референдумом по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в 2006 году.
«Жители каждого населенного пункта держат в руках по одному ключу к этому вопросу, и если кто-то не согласится, решение не будет принято», — пояснил Виктор Игнатенко.
Действительно, добиться единодушия по вопросу будет очень трудно. Необходимо, чтобы в голосовании приняли участие половина жителей Ангарска и половина жителей трех остальных населенных пунктов вместе взятых. Такой результат в Ангарском районе за все последние годы был всего один раз — как раз в 2006 году. Для принятия решения нужно, чтобы за образование отдельного городского округа проголосовало более 50 процентов принявших участие в голосовании в Ангарске и половина от пришедших на голосование в остальных населенных пунктах. И вот в этом, пожалуй, самая большая проблема.
Далеко не все жители Ангарска испытывали от двухступенчатой системы власти какой-то дискомфорт. Многие вообще никогда не сталкивались с этой системой и знали разве что о похождениях мэра городского поселения Владимира Жукова, который уехал из города, был задержан в Белоруссии и ожидает экстрадиции в Россию. При этом Жуков, напомнил Виктор Игнатенко, помимо основных обязанностей мэра, не исполняет три судебных решения, а за это вообще-то предусмотрена отдельная статья в Уголовном кодексе. Если бы Ангарск был отдельным городским округом, любой мэр мог чувствовать себя полностью автономным и почти безнаказанным — мэра можно отстранить от власти указом губернатора, но это крайне сложная юридическая процедура. Разделение властей на два уровня создавало хоть какую-то систему сдержек и противовесов.
Второй вопрос, который возникает при образовании городского округа, — территориальный. В принципе Ангарск строился достаточно свободно, чтобы ему и внутренних территорий хватило еще на много лет развития, но построить какое-либо новое промышленное предприятие или другой крупный объект будет уже негде. Значительная часть горожан живет за пределами города в загородных домах, расположенных в многочисленных садоводствах — сотрудница пресс-службы администрации Ангарска, которая пришла на пресс-конференцию, заявила, что речь идет о 130 тыс. владельцев загородных участков. Уже сейчас в Ангарске сложилось мнение, что часть садоводств, расположенных на территории Усольского района, нужно передать в Ангарский район. Причина проста: большинство дачников — пожилые люди, им часто нужна медицинская помощь. А она работает строго по территориальному принципу и ехать к прописанным в Ангарске дачникам усольская «скорая помощь» категорически отказывается. То же самое происходит с пожарными и полицией. Если Ангарск лишится пригородных территорий на Мегетском и Савватеевском направлении, то скорая из Ангарска не поедет и туда — а кому это нужно?
Жители сельских поселений могут проголосовать за разделение Ангарского района на самостоятельные единицы только из тех соображений, что они получат права местного самоуправления и смогут сами решать внутренние проблемы. При этом они сохранят другие преимущества сельских жителей — например, более низкие коммунальные тарифы. Но бюджеты у этих населенных пунктов такие, что ничего особенного они себе позволить не смогут. Более того, нужно будет срочно решать проблему территориальной принадлежности, потому что сельские поселения существуют только в составе районов. Виктор Игнатенко предположил, что Мегет вернется в состав иркутского района, а Савватеевка и Одинск — в состав Усольского. Пойдет ли это на пользу жителям этих населенных пунктов — нужно думать и взвешивать все за и против. Да, администрация Ангарского района не прославилась как высокоэффективная структура, но по крайней мере она была ближе, чем Усолье или Иркутск.
Теоретически существует вероятность вхождения Мегета, Савватеевки и Одинска в Ангарск на правах микрорайонов. Это вовсе не дает им преимуществ в финансировании, полностью лишает самостоятельности (никакого местного самоуправления в микрорайонах не бывает) и не гарантирует повышенного внимания со стороны городских властей. Это вовсе не значит, что голосование по преобразованию Ангарского района заранее обречено на провал. Однако вопросов явно больше чем ответов и найдется ли в Ангарске достаточно убедительная инициативная группа — пока неизвестно.