... Иркутск
Доллар
Евро

Поправки в закон о местном самоуправлении близки к принятию

2.jpg

11 апреля истек срок представления регионами в Государственную думу РФ отзывов на законопроект № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Ранее, ровно месяц назад, группа депутатов Госдумы и членов Совфеда РФ инициировала законопроект, означающий коренную ломку существующей системы МСУ. Основными разработчиками стали два думца-«единоросса» — председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев и председатель Всероссийского совета  местного самоуправления (ВСМС), член комитета Вячеслав Тимченко.

Документ предполагает отмену прямых выборов мэров городских округов, муниципальных районов и даже городских поселений. Вместо них планируется разделить функции мэров на представительские и исполнительно-распорядительные. Главы территорий, имеющие представительские (формальные) функции, будут избираться депутатами дум из своего состава, им предстоит исполнять полномочия председателей представительных органов.

Подлинными руководителями территорий должны стать главы администраций (в англо-саксонском варианте — сити-менеджеры). Последних будут выбирать даже не депутаты думы, как в одном из возможных вариантов действующего закона о местном самоуправлении, а конкурсные комиссии. Половину членов конкурсных комиссий по выбору глав администраций городских округов и районов назначит губернатор региона, половину – депутатский корпус. Конкурсные комиссии по избранию глав администраций поселений будут формироваться в той же пропорции главами администраций районов и депутатами поселенческих дум.

Кроме того, законопроект Кидяева — Тимченко предлагает в городах, имеющих внутригородские районы (административные округа), создать двухступенчатую систему местного самоуправления. Применительно к Иркутской области такими городами являются Иркутск и Братск, хотя законодательный орган региона вправе создать внутригородские районы и в любом другом городском округе. Местные думы будут формироваться путем делегирования из числа депутатов первого, окружного, уровня. Только этих («нижних») депутатов население будет избирать напрямую. В районах также предусмотрено формирование представительных органов из числа глав и дум каждого поселения.

Сложная «вертикально интегрированная» реформа местного самоуправления подверглась жесткой критике со стороны ряда депутатов оппозиционных фракций Госдумы РФ (например, первого секретаря Иркутского обкома КПРФ Сергея Левченко), политических партий (особенно КПРФ и «Гражданской платформы»), некоторых муниципалитетов (категорически против принятия документа высказалась дума Екатеринбурга), общественных деятелей и политических экспертов.

Однако в профильный комитет по местному самоуправлению ни одного  отрицательного отзыва не поступило. И неудивительно, ведь по закону отзывы принимаются только от губернаторов и законодательных собраний регионов. Однако губернаторы в случае принятия законопроекта становятся его главными бенефициарами – расширение губернаторских полномочий несомненно. Возможность на 50 процентов формировать конкурсную комиссию для выбора руководителей городов и районов на практике будет означать, что у губернаторов  будет «контрольный пакет политических акций» и они фактически смогут назначать реальных руководителей территорий – сити-менеджеров. А так как те, в свою очередь, получат право назначать половину членов нижестоящих конкурсных комиссий – внутригородских округов или поселений, то почти все мало-мальски значимые муниципалитеты станут частью «властной вертикали».

Законодательные собрания регионов, видимо, решили не плыть против течения и также одобрили поправки, ведь, как известно, в большинстве из них опять же «контрольный пакет акций» у «Единой России». Кроме того, к законопроекту присоединилась и ЛДПР.

Впрочем, как отметил Вячеслав Тимченко, хотя «все отзывы действительно положительные, иногда в них встречаются отдельные замечания и предложения, которые будут изучены». Так, при определении количества депутатов, делегируемых в представительный орган, предложено учитывать численность населения муниципального образования, в то время как нынешний проект предполагает одинаковое число делегатов от каждого муниципалитета. Другое предложение: точно определить, в какой момент после принятия решения о разделении города на районы новая система начнет действовать – после завершения полномочий избранных органов власти или сразу. Тимченко считает, что это должно происходить после истечения полномочий действующих органов власти.

Накануне крайнего срока принятия отзывов о законопроекте – 10 апреля – в Госдуме РФ состоялось заседание ВСМС на тему «совершенствования законодательства о самоуправлении на муниципальном уровне».

«Сейчас на рассмотрении палаты находится законопроект, который предполагает осуществлять муниципальное управление на еще более близком к населению уровне – внутригородском, – заявил, открывая заседание, заместитель председателя Государственной думы, глава фракции «Единая Россия» Владимир Васильев. — Законопроектом предполагается учредить внутригородские муниципалитеты, в которых вопросы местного самоуправления будут решаться эффективнее. Расширятся возможности жителей в управленческом процессе. «А это значит большая компетентность, а не коррупционность, что очень важно сегодня».

По мнению председателя Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслава Тимченко, который одновременно является одним из основных разработчиков законопроекта, изменения в законодательстве вызваны тем, что в крупных городах осуществление местного самоуправления только на общегородском уровне привело к потере связи между населением и городской властью. «В таких крупных мегаполисах слабо контролируемая городским сообществом общегородская муниципальная власть, имеющая значительные материальные и финансовые ресурсы, отдалена от населения, поэтому нередко оказывалась малоэффективной в обеспечении жизнедеятельности населения», – указал Тимченко. Как уже сказано, КПРФ и «Гражданская платформа» категорически не согласны с такой оценкой, считая, что поправки, напротив, отдаляют власть от населения, ликвидируют почти все выборы, означают переход к назначениям на всех уровнях и ведут к фактическому сворачиванию местного самоуправления.   

Участники заседания ВСМС положительно оценили законопроект, однако согласились, что документ нуждается в некоторой доработке. В случае принятия законопроекта в первом чтении необходимые поправки будут подготовлены ко второму.


Яндекс.Метрика