Контрольно-счетная палата Иркутской области проанализировала первый опыт работы Скорой медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Было проверено использование межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областной казны бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области на финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной). Как сообщается в отчете, подготовленном аудитором КСП области Ольгой Ризман, в 2013 году из областного бюджета в бюджет ТФОМС были переданы межбюджетные трансферты в объеме 1 млрд 17 млн 571,7 тыс. рублей, на 2014 год межбюджетные трансферты запланированы в объеме 1 млрд 58 млн 667,7 тыс. рублей.
По сравнению с 2012 годом фактическое финансирование скорой медицинской помощи в прошлом году выросло на 14 процентов, увеличился фонд оплаты труда во всех станциях скорой медицинской помощи. Среднемесячная заработная плата врачей колеблется от 30,7 тыс. рублей до 52,8 тыс. рублей, среднего медицинского персонала — от 21,3 тыс. рублей до 36,8 тыс. рублей, младшего медицинского персонала — от 13,4 тыс. рублей до 18,7 тыс. рублей.
Установлен ряд недоработок в организации системы финансирования скорой медицинской помощи. Так, оплата медицинским организациям оказанной скорой медицинской помощи в 2013 году осуществлялась исходя из плановых объемов финансирования, а не по утвержденным тарифам на основе подушевого норматива финансирования, что противоречит действующему законодательству. Также в некоторых медицинских учреждениях не были разработаны и установлены показатели для оценки качества и результативности работы и назначения стимулирующих выплат. Таким образом, основания для начисления и выплаты стимулирующих надбавок отсутствовали. Проверки показали, что с нарушениями ст. 135 Трудового кодекса РФ и действующих Положений об оплате труда работников учреждений, являющихся локальными нормативными актами, использовано более 6 млн. рублей.
Кроме того, осуществление стимулирующих выплат без четко установленных критериев оценки работы могло привести к несправедливому распределению вознаграждения и возникновению социальной напряженности в трудовом коллективе. Производились выплаты, не предусмотренные Положениями об оплате труда работников учреждений. В нарушение Положений об оплате труда при начислении компенсационных выплат (в частности, за работу в ночное время) учитывались повышающие коэффициенты к минимальному окладу, неверно рассчитывалась средняя стоимость часа. Отчетность некоторых медицинских организаций, предоставляемая в ТФОМС, составлена некачественно, по многим позициям является недостоверной. Отмечены и другие нарушения.
На тромболизис из запланированных 24 млн 619 тыс. 200 рублей направлено в 3,5 раза меньше. Только в восьми медицинских организациях из пятидесяти, применяющих скорую медицинскую помощь, фактически применяли тромболитическую терапию на догоспитальном этапе. По мнению КСП области, одной из причин низкого освоения средств на тромболизис являлось отсутствие у бригад скорой помощи необходимых навыков и квалификации.
По итогам контрольного мероприятия министерству здравоохранения Иркутской области рекомендовано: совершенствовать систему управления вызовами, включая внедрение автоматизированных систем регистрации и обработки вызовов; создать единую диспетчерскую службу; организовать оказание скорой медицинской помощи в соответствии с новым порядком, вступившим в силу с 1 января 2014 года; эффективнее использовать выделенные на тромболизис средства. Также КСП области рекомендовала привести оплату труда работников учреждений в соответствие с локальными нормативными актами.
Территориальному фонду обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области в рамках своей компетенции нужно принять к медицинским организациям необходимые меры для устранения выявленных нарушений, ведения надлежащего учета целевых средств, предоставления полной и достоверной отчетности. Учитывая, что в 2014 году за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета продолжается финансовое обеспечение скорой медицинской помощи, ТФОМСу необходимо усилить контроль за использованием целевых средств из областного бюджета. Кроме того, по мнению КСП области, необходимо организовать обсуждение первого опыта работы скорой медицинской помощи в системе ОМС с участием всех заинтересованных сторон.