Малый и средний бизнес могут решать многие проблемы муниципальных образований, создавая рабочие места, выплачивая налоги и обеспечивая население товарами и услугами. Однако для правильной и долгосрочной работы им нужна поддержка региональных властей. 24 июля исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Александр Битаров, и.о. председателя правительства Руслан Болотов и министр экономического развития области Евгений Орачевский обсудили эти вопросы с президентом общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Александром Калининым и руководителем регионального отделения организации Олесей Дерябиной.
Александр Битаров предложил начать разговор без экивоков и заигрываний.
— Знаю вашу организацию и ее работу. Не скажу, что супер, но власть местное отделение теребит, что-то происходит. Не знаю, насколько вы довольны их работой, я же руководителя много раз видел на разных совещаниях, общался. Могу сказать, что люди не просто просиживают штаны — работают, пытаются защищать те интересы, которые обязаны по своему статусу. Министра Орачевского и и.о. председателя правительства Болотова вы знаете, работайте с ними, — сказал Александр Битаров.
Александр Калинин в ответном выступлении заявил, что малый и средний бизнес в Иркутской области могли бы играть более важную роль, если бы правительство и федеральная общественная организация договорились о сотрудничестве.
— Мы два года назад начали перезагрузку местных отделений, поставили задачи по численности местных организаций и их количеству. Мы хотим, чтобы люди инвестировали, чтобы уходили из нелегальных схем и платили налоги. На территории области мы видим хорошие перспективы роста — в первую очередь в туризме. Я прибыл в Иркутск на поезде из Бурятии — три четверти пассажиров были китайские туристы, и мы уверены, что китайский бизнес тоже готов к инвестициям. Второе направление — лес, чипирование древесины. Нам бы хотелось знать, на что ориентировано правительство региона. Если вы нам подскажете что-то, мы на встречах с предпринимателями будем говорить об этом, — предложил Александр Калинин.
Александр Битаров заявил, что региональное правительство создало много инструментов развития, в том числе фонды займов и Корпорацию развития, которые предлагают предпринимателям неплохие условия для сотрудничества. Правительство не ставит предпринимателям никаких задач, его главный способ поддержки бизнеса — создание условий для нормальной работы.
— У нас есть «монстры» вроде «Группы Илим», но мы готовы помогать всем, кто готов уйти от черных и серых схем. Безусловно, важна сфера строительной индустрии. В машиностроительный кластер, за исключением корпорации «Иркут», я, откровенно говоря, не верю. Туристический бизнес должен развиваться так, чтобы по максимуму были задействованы именно местные жители, а то китайцы завозят своих работников, и я не очень доволен тем, как у нас тут все по туризму получается. Губернатор позицию поддержки малого и среднего бизнеса держит, постоянно ее озвучивает. Я очень надеюсь, что мы сохраним рост количества предприятий малого и среднего бизнеса, который у нас есть два года подряд, — сказал Александр Битаров.
Евгений Орачевский рассказал представителям «Опоры России» о Корпорации развития и ее подразделениях, занимающихся поддержкой малого бизнеса. Помимо федеральных льгот, предоставление которых обязательно для всех регионов, в Иркутской области есть региональные способы поддержки, а в совокупности применение льгот и кредитных инструментов позволяет малому бизнесу наращивать обороты и количество рабочих мест. Евгений Орачевский попросил Александра Калинина оказать помощь в налаживании контактов с рейтинговыми агентствами, которые далеко не всегда адекватно оценивают положение дел в Иркутской области. Президент «Опоры России» согласился с тем, что в рейтингах есть субъективные критерии — по опросам предпринимателей, но есть и абсолютно объективные. Правительству области (а точнее говоря, заместителю председателя правительства Антону Логашову) нужно провести переговоры и рейтинговыми структурами и представить реальное положение дел.
Стороны обсудили несколько проектов, которые действуют на территории Российской Федерации, но пока не действуют в Сибири и на Дальнем Востоке. Иркутская область могла бы стать лидером и первопроходцем в адаптации некоторых проектов поддержки — однако тут как раз важна роль тех самых предпринимателей, которые входят в состав «Опоры России»: они много говорят, ездят по стране для изучения опыта, но почему-то не применяют полученные знания на родине. Александр Калинин поделился впечатлением от переговоров в Бурятии: там многие бизнесмены завидуют жителям области, потому что в Прибайкалье гораздо больше возможностей получить сравнительно недорогую электроэнергию. Руслан Болотов объяснил московскому гостю положение дел и заверил, что уравнять цены никогда не получится, так как в двух соседних регионах принципиально разное положение дел с генерацией и транспортом энергии.
Александр Калинин задал вопрос о газификации и услышал дружный вздох представителей правительства области: несмотря на подписанные соглашения, газификация находится в очень отдаленной перспективе даже на севере области, а южные районы получают только сжиженный газ от переработки нефти.
— Газпром отодвигает нас в своих планах на 2022 год, — пояснил Александр Битаров. — Если мы дотянем трубу до Саянска — это уже будет очень хорошо, потому что это решит проблему сырья для «Саянскхимпласта». До Иркутска — у Газпрома вообще нет таких планов, им нужно промышленное потребление, десятки миллиардов кубометров. Губернатор получил визу президента на саянском проекте, и это уже очень хорошо.
Александр Калинин задал несколько вопросов, свидетельствующих о крайне поверхностном понимании положения дел в области, в том числе о том, кто владеет «Саянскхимпластом», какие крупные проекты осуществляются и каков размер областного бюджета. Большое недоумение у президента «Опоры» вызвали цены на самолет: для малого и среднего бизнеса важно летать в столицы, а цены такие, что мало кто потянет.
Представители областного правительства пояснили, как идет работа с авиакомпаниями: на дальние расстояния привлекать лоукостеры, на малые и средние — поддерживать местные авиакомпании. Александр Битаров рассказал о попытках работать напрямую с авиакомпаниями и Федеральной антимонопольной службой — все они завершились ничем, хотя есть и более отдаленные от столиц регионы, куда можно долететь за более скромные суммы. «Опора России» будет работать над вопросом субсидирования цен или расширения маршрутов лоукостеров, заверил Александр Калинин.
— У нас летом семь рейсов в Москву в день, десять рейсов в Китай. Это хорошие новости, заинтересованность растет, — признал Руслан Болотов. — Внутренние областные рейсы мы субсидируем, если раньше была недозагрузка, то теперь все места заняты. У нас есть задачи по развитию малых аэропортов области. Часть находится в банкротстве, часть использует не по назначению, мы решаем эти вопросы и готовимся к осеннему конкурсу по строительству нового аэропорта Иркутска. Хотим вовлечь в полеты Усть-Илимск и Братск, там отличные полосы, надо создать систему их полной загрузки.
Александр Битаров перечислил несколько инвестиционных проектов с суммой инвестиций более миллиарда долларов: Сухой Лог — золото, Зашихинское месторождение редкоземельных металлов, расширение пропускной способности Транссиба и т.д. Возле каждого такого проекта крупных корпораций есть место для работы малого бизнеса. Александр Калинин не без удивления поинтересовался, поспевает ли за всем этим банковский сектор, и услышал в ответ заверения в том, что все обстоит достаточно благополучно. Один только Сбербанк ежегодно наращивает обороты и налоговые отчисления на миллиарды рублей.
Александр Калинин отметил недостаточно презентабельный вид вагонов и вокзалов. Руслан Болотов пояснил, что Восточно-Сибирская железная дорога работает над этими вопросами, хотя, по мнению и.о. председателя правительства, железнодорожники могли бы активнее привлекать к этой работе как раз малый бизнес и местные власти. «Опора России», по мнению областных властей, могла бы использовать свой авторитет для продвижения идеи закупки нового подвижного состава не только для железных дорог, но и для всех других видов общественного транспорта. Александр Калинин согласился с этим соображением и обещал поддержку всем инициативам в этом направлении.
Стороны расстались, довольные состоявшимся разговором, и пообещали друг другу развитие контактов.