... Иркутск
Доллар
Евро

«История – не место для дискуссий», или Борьба за прошлое при неясности будущего

В заявлениях руководителей нашей страны много внимания уделяется «событиям давно минувших дней». Более того, поле для дискуссий о прошлом, видимо, решено существенно урезать, внеся поправки в уголовное законодательство. Правда, это касается не всех событий и традиций, а тех, которые считаются опорными, краеугольными. Это, прежде всего, Вторая мировая и Великая Отечественная война, а также широкий комплекс вопросов, связанных с православной духовностью, пусть даже в слегка модернизированном варианте (прежде всего, семейные ценности).

Если обобщить элементы официально рекомендуемого мировоззрения, связать его в одно целое, то получится весьма консервативный коктейль. В данном случае термин «консервативный» не имеет негативного подтекста, тем более что у публичных заявлений на глобальные, историко-философские темы, скажем, Владимира Путина есть идейные предтечи «с именем». Впрочем, они не так афишируются, как Маркс–Энгельс–Ленин и (до разоблачения культа личности) Сталин в советское время. Ныне в рассуждениях государственных лидеров России наиболее отчетливо и полно проступает наследие русского философа Ивана Ильина, прах которого не так давно перевезен из Швейцарии и захоронен у Донского монастыря в Москве рядом с могилой Антона Деникина, тоже возвращенного из эмиграции после смерти.

2-1.jpg
Иван Александрович Ильин (1883–1954) – предтеча, идейный наставник, духовный отец нынешнего руководства России 

Не вдаваясь в наследие Ильина – а оно весьма неоднозначно, а на чей-то вкус и одиозно, можно отметить несомненное: если смотреть вперед, то время в политическом отношении у Ильина как бы остановилось, наступила неподвижная, стабильная вечность, словно перед нами не река, а озеро истории. Выборы, например, это лишь формальная процедура (несмотря на внешний антураж), каждый раз демонстрирующая единение народа вокруг власти и главы государства. Такова же и роль политических партий (разумеется, разрешенных). Поэтому интрига, конкуренция в общественно-политической жизни не нужна и даже вредна. И т.д. и т.п.

Философское наследие Ивана Ильина, вызывающее явную симпатию у Владимира Путина, ищет рецепты для современности исключительно в прошлом. А само прошлое понимается как рычаг для управления настоящим. Отсюда история (а это, между прочим, наука) должна выполнять, по существу, пропагандистскую функцию, абсолютно чуждую любой науке.

Впрочем, дело не только в этом. Борьба за прошлое, облекаемая в новые и все более жесткие законы и запреты, сочетается с полной неясностью будущего. И не только в плане экономической статистики, а, что важнее, по большому счету. Действительно, а каким будет наше общество через 10-20-30-50 лет? Нет, не в общих словах обо «всем хорошем», а конкретно.

Неясность будущего переходит в боязнь говорить о нем (всякие там программы–2020, 2030 и т.д. к серьезному разговору явно не относятся). А идти вперед с головой, повернутой назад, что называется, чревато. Опять же Ильин, у которого время для России будущего должно практически остановиться, служит спасителем, идеологическим мессией, из которого черпают вдохновение и Сурков, и Володин, и Михалков. Но надолго ли хватит спасителя? И впрямь навсегда?

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»       

          


Яндекс.Метрика