Каждого из столичных экспертов-политологов уже много раз спросили, что будет после окончания срока президентских полномочий Владимира Путина в 2024 году. И каждый раз лишь с небольшими отклонениями следует ответ, что, мол, еще далеко, в течение пяти лет наверняка произойдут важные события, спрогнозировать которые сейчас невозможно. А раз так, то не может быть и прогноза о президенте-2024. Единственное, на что решаются эксперты, это предсказать два принципиальных варианта. Первый: будет изменена Конституция. Второй – противоположный: существенных поправок в Конституцию не будет.
Разумеется, такой ответ мало что проясняет. А между тем вопрос о власти в 2024 году уже сейчас стоит в повестке дня в полный рост. Да и как иначе, если у нас в стране фактически существует режим личной власти. И раз правителю назначен день истечения полномочий, то внимание к цифре 2024 появляется само собой.
Сверхсистемный, сверхаппаратный спикер Госдумы Вячеслав Володин забросил «пробный шар» (разумеется, по согласованию с кем надо). Фото governmentpolit.ru
Риск – благородное дело, и посему сформулируем, невзирая на «облако неясностей», наиболее вероятный сценарий для 2024 года. В его основе, кстати, не «имена, пароли, явки», а степень политической стабильности в стране. В случае массовых волнений (а напрочь исключить их все же нельзя) и даже, скажем так, не вполне конституционной смены власти все прогнозы насчет персоналий и полномочий автоматически летят в мусорную корзину.
Сделав такое пояснение, добавлю, что вариант «худо-бедно», «серединка на половинку», «так-сяк, кое-как» все же более вероятен, чем форс-мажорный, с обрушением «несущих конструкций». О варианте же некоего «скачка и расцвета» не стоит говорить вообще из-за его полной нереальности в эти сроки.
Итак, сохранится атмосфера привычного и, разумеется, подгнивающего «застоя». Несмотря на чудеса государственной пропаганды, Владимиру Путину на третьем десятке лет (!) правления будет все сложнее объяснять и убеждать, что сам он «хороший мужик», «сильный лидер», а если что не получается, так из-за «лихих 90-х» и козней Запада. Но, как говорится, мастерство удержания власти не пропьешь, так что и с не очень высоким рейтингом президент подойдет в 2021 году, на экваторе нынешнего срока полномочий, к важному рубежу – выборам в Государственную думу.
Важно определиться, как же все-таки, словами Михаила Горбачева, «нАчать», «сформИровать», а затем «углУбить». Фото news2.ru
К этому времени или, все же вероятнее, сразу после выборов и с учетом их итогов роль парламента будет несколько увеличена. Уже сейчас «пробный шар» на этот счет (разумеется, по согласованию с кем надо) забросил сверхсистемный, сверхаппаратный спикер Госдумы Вячеслав Володин. При этом он очень осторожен, дипломатичен в формулировках: речь именно об увеличении полномочий парламента. То есть при действующем Владимире Владимировиче Володин (а чей же он еще? конечно Володин) тактично умалчивает, что другая, причем обязательная сторона такого увеличения – сокращение полномочий президента и правительства.
Сами по себе действия в этом направлении давно назрели, однако и элита (партхозпросветактив), и особенно большинство населения этого категорически не понимает. Мало того, категорически не знает, как жить без Хозяина, а потому перспектива даже осторожных перемен для выравнивания баланса ветвей власти скорее пугает, чем вдохновляет. Но, с другой стороны, деваться некуда. А потому важно определиться, как же все-таки, словами Михаила Горбачева, «нАчать», «сформИровать», а затем «углУбить». Чтобы, значит, «процесс пошел», хотя «некоторые нам тут будут подбрасывать».
В общем, дело постепенно двинется к формированию правительства и назначению его председателя (премьера) на основе партийного расклада в Госдуме. Соответственно, полномочия президента сократятся. Правда, едва ли такие изменения будут радикальными, то есть новая система будет скорее половинчатой – а ля французской или, как ни крути, украинской, чем итальянской или германской. Должность вице-президента (как, например, в США) тоже вряд ли появится, так как в российских условиях скорее создает дополнительное пространство для дворцовых интриг, чем для демократической, конкурентной стабильности и предсказуемости.
С высокой вероятностью Владимир Путин согласится заменить фразу «два срока подряд» на просто «два срока» без всяких «подряд». Фото kareliyanews.ru
Наконец, из Конституции, вопреки радостным и безрадостным ожиданиям, не уберут норму об ограничении по времени полномочий президента РФ. Более того, с высокой вероятностью Владимир Путин блеснет демократизмом и свободолюбием перед отечественной оппозицией и треклятым Западом, согласившись заменить фразу «два срока подряд» на просто «два срока» без всяких там «подряд».
Теперь наверняка главное для большинства читателей: кто? Предпочесть один из двух вариантов развилки 2021 года крайне сложно, вероятность каждого близка к 50 процентам. И все же пока чуть вероятнее, что Дмитрий Медведев и тогда останется главой правительства, а значит, станет «преемником 2.0». То есть повторно будет задействован режим президентства «два срока Путина – один срок Медведева», который смахивает то ли на вахту для буровиков, то ли на дежурство в поликлинике («сутки через двое»). Это, конечно, похоже то ли на фарс, то ли на анекдот. Но еще больше на реальность.
В этот раз Путин уже формально не вернется, и поэтому (на всякий случай) полномочия президента и сокращаются. Вряд ли он будет и «усиленным премьером» – слишком уж хлопотна работа насчет экономики, тем более возраст – Владимиру Владимировичу будет уже хорошо за 70. Поэтому правительство возглавит, скорее всего, типаж нынешнего министра экономического развития Максима Орешкина – беспартийный технократ, а не патентованный единоросс. Хотя, конечно, в зависимости от результатов «Единой России».
А что же сам Путин? Вероятнее, что «под него» будут расширены права еще одной структуры. Например, Совета безопасности. К тому же – внимание – президент и премьер будут примерны равны по полномочиям, а тут еще (и как раз) стабилизатор, он же третейский судья – Совбез.
Пока чуть вероятнее, что Дмитрий Медведев и в 2021 году останется главой правительства, а значит, станет «преемником 2.0». Фото yandex.kz
Так что здесь прогноз достиг-таки финиша. А вот где действительно «не потянуть» – так это в случае (вероятность, как уже сказано, почти 50 процентов), если результаты выборов в Госдуму осенью 2021 года (провал «Единой России») приведут к отставке Дмитрия Медведева и назначению другого премьера. В таком случае дальнейшие события будут менее предсказуемыми и более динамичными, а Путину придется действовать все же под давлением, чего он, как известно, абсолютно не переносит. Власть в этот момент он тем не менее удержит, однако уже на закате президентства попадет в полосу политической турбулентности. И главным тогда будет уже не столько персональный пасьянс, сколько необходимость удержать страну от разрушительных событий. Дополнительная тонкость и сложность этой задачи, особенно для Владимира Владимировича, в том, что к тому времени потенциал привычных, то есть диктаторских методов уже полностью, безоговорочно исчерпает свой потенциал.
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»