Стремление «Единой России» проводить выборы в думы крупных городов только по одномандатным округам, отказавшись от смешанной системы, когда не менее половины мест распределяется по партийным спискам, говорит о слабых позициях «партии власти» в мегаполисах. На предстоящих в сентябре 2014 года выборах депутатов городских дум Иркутска и Братска ЕР по партийным спискам вполне может оказаться на втором-третьем месте, и даже с учетом одномандатных округов может утратить большинство.
Иное дело — исключительно мажоритарная система, когда все депутаты избираются на личной основе, в одномандатных округах. Методика «штучной» работы отработана в «Единой России» давно и хорошо, с использованием, прежде всего, административно-финансовых рычагов. Отсюда и возможность мобилизовать под свои знамена ядро местной элиты, и еще на старте «не дать высунуться» потенциальным конкурентам. Да и, в конце концов, можно переманить к себе и уже избранных депутатов-одиночек, до этого не контролируемых «Единой России», выдвинув им предложения, от которых крайне трудно отказаться.
В этом отношении у депутатов, прошедших в местные думы по партийным спискам, есть хоть какая-то защита. Они прочнее вмонтированы в партийную вертикаль, и их трудно присоединить к «Единой России». Здесь административный ресурс все же не работает настолько эффективно, как при мажоритарной системе.
Надо сказать, «Единая Россия» хитроумно обставила свою инициативу, а точнее — очередное шарахание в избирательном законодательстве. коим уже несть числа. Теперь решение о системе выборов принимает дума каждого муниципалитета, включая сельские и поселковые. Вроде бы демократично. Но именно «вроде бы». Главная цель — отменить обязательную норму о партийных списках в крупных городах достигнута. А уж добиться решения местных дум о выборах по мажоритарной системе (только в одномандатных округах) для «Единой России» — дело техники. Таким образом, принятие этих поправок позволит провести выборы в думы Иркутска и Братска в благоприятном для ЕР режиме, но нанесет серьезный удар партийному строительству в крупных городах и существенно исказит волю избирателей, большинство из которых не поддерживает «Единую Россию», причем жестко и сознательно.
Но все может быть еще хитрее. Отменят партийные списки на выборах в крупных городах, а в паре-тройке деревень разрешат. Цель: дискредитировать идею партийных выборов до конца. В малых населенных пунктах партийные списки действительно не нужны в силу рутинности и мелкого масштаба решаемых там вопросов. С этим оппозиция как раз согласна. Иное дело — крупные города, с их относительно современной инфраструктурой общественных отношений. Но нам как раз укажут на сельские партийные думы: мол, вот она, ваша многопартийность в местном самоуправлении, никакой от нее пользы.
Однако, несмотря на технологические ухищрения», лидеры «Единой России», добившись отмены смешанных выборов в крупных городах, могут получить эффект бумеранга. Малые партии наверняка настроят многих избирателей, и без того не жалующих власть, на негативное отношение к одномандатным выборам в Иркутске и Братске, как срежиссированных «Единой Россией». В результате явка избирателей может оказаться крайне низкой, на уровне 10 процентов. Тем более выборы пройдут, как и в этом году, в начале сентября, когда еще не закончился «мертвый сезон» в политике. Или здесь тоже готовится очередной зигзаг? А что? И обосновать противоположную по содержанию инициативу можно, как всегда, теми же словами — «в интересах избирателей», «для развития гражданского общества», «в целях повышения ответственности участников избирательного процесса» и т.д. и т.п.