8 ноября в Законодательном собрании Иркутской области состоялись публичные слушания по проекту закона «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов». Участие в них приняли представители общественных организаций области, главы и депутаты муниципальных образований, депутаты Законодательного собрания и члены правительства региона.
Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству областного парламента Наталья Дикусарова отметила, что публичные слушания — это обязательная процедура, предусмотренная законодательством. Она подчеркнула, что данное мероприятие — площадка прежде всего не для депутатов, а для представителей общественности, которые могут высказать свои предложения, замечания, отношение. «Для нас это важно, потому что любой закон, который принимается он, конечно, прежде всего, рассчитан на наших жителей. Для нас это определенная общественная экспертиза представленного проекта закона. Будем внимательно слушать, внимательно отнесемся к предложениям и будем работать с ними», – заявила глава бюджетного комитета.
С основным докладом перед общественностью выступила министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова, рассказав присутствующим об основных параметрах проекта трехлетнего бюджета и новшествах, которые вступят в силу с 2014 года. Так, по ее словам, при формировании расходной части областного бюджета правительство Приангарья впервые применило программный принцип. 99 процентов расходов в проекте главного финансового закона на 2014-2016 годы предназначены для реализации 17 государственных программ.
Среди бюджетных новаций министр финансов также отметила то, что со следующего года на областной уровень передаются расходы по выплате заработной платы работников дошкольных учреждений и приобретению для детсадов обучающих игр и игрушек. Кроме того, начиная с 2014 года, предусмотрены расходы на реализацию трех новых областных законов: на ежемесячные денежные выплаты гражданам со статусом «дети войны»; выплаты семьям в связи с рождением третьего и последующих детей; на единовременные выплаты приемным родителям.
Представляя заключение Контрольно-счетной палаты, председатель Ирина Морохоева обратила внимание на то, что поступления налога на доходы физических лиц в структуре налоговых поступлений в ближайшие три года выйдет на первое место, на второе место передвинется налог на прибыль предприятий. Так, в 2015 году в бюджет поступит 30,8 млрд рублей НДФЛ, налог на прибыль составит 27 млрд. В 2016 году НДФЛ будет равняться 34,2 млрд, налог на прибыль – 28 млрд рублей. По мнению Ирины Морохоевой, правительству области необходимо проработать данный вопрос.
Председатель совета женщин Иркутской области Галина Терентьева подняла вопрос о поддержке дошкольного образования, совпавший, как оказалось, с вопросами, назревшими у депутата Законодательного собрания Олега Тюменева и председателя областного профсоюза работников образования Валентины Федосеевой. Все трое, опираясь на собственные источники информации, заявили о сокращении педагогического персонала в дошкольных учреждениях – с 2 ставок на группу до 1,67 или, при применении неких поправочных коэффициентов, до 1,87 ставки на группу. Исполняющая обязанности министра образования Елена Осипова заверила участников слушаний в полной правомерности действий министерства. После «глубокой и серьезной работы» с муниципальными образованиями выяснилось, что штатные расписания дошкольных образовательных учреждений перегружены странными должностями – инженер-программист, кочегар, старший кочегар, санаторная няня. Не было цели сократить должности воспитателей, заверила и.о. министра – но именно так и получилось, парировал депутат Тюменев, ссылаясь на практику Ангарского муниципального образования, где сократили 193 воспитателя. Валентина Федосеева в свою очередь указала на неправильные методики подсчета, не учитывающие разницу в наполнении групп (в городах они переполнены), продолжительности рабочей недели в городе (40 часов) и сельской местности (36 часов), наличие или отсутствие нянечек (в городах их чаще всего нет).
Елена Осипова указала на рост расходов на дошкольное образование: если в 2013 году была сумма 4,2 млрд рублей, то в 2014 году будет более 7 млрд. В эту сумму впервые внесены расходы на приобретение игрушек и игрового оборудования – но во вновь открываемых группах. Ни депутата, ни общественников этот ответ не устроил: по их подсчетам, даже этих средств не хватит на доведение заработной платы до средней по системе образования. Без всякого повышения заработной платы остаются не только технические работники, но и педагоги-методисты (которым не повышали заработную плату с сентября 2011 года) – то есть самые квалифицированные специалисты. Не лучше обстоят дела и у школьных учителей: с 1 января 2014 года не будут выплачивать доплату за классное руководство – то есть школьники, и без того живущие в условиях, приближенных к хаосу, погрузятся в него полностью.
Перечисление претензий общественников к образовательному процессу, министерству образования и муниципальным образованиям грозило затянуться надолго. В конце концов, депутат Александр Битаров предложил остановиться, поскольку такой объем информации никем и ни при каких обстоятельствах не может быть принят и осознан «на слух». Более правильно и ближе к здравому смыслу было бы изложить все вопросы к правительству письменно, обсудить на заседаниях профильного комитета и только после этого передать в бюджетный комитет с готовыми рекомендациями. Предложенный депутатом Битаровым выход из положения устроил все стороны. Закрывая дискуссию, Наталья Дикусарова обещала, что все поступившие в ходе слушаний замечания будут переданы губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко для принятия мер.
В этот же день комитет ЗС по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству рекомендовал сессии регионального парламента принять в первом чтении проект закона «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов». При этом Наталья Дикусарова отметила, что при дальнейшей работе над законопроектом необходимо обратить особое внимание на финансовое обеспечение увеличения заработной платы воспитателям и техническому персоналу детских садов, работникам культуры, а также предусмотреть оплату классного руководства в школах.