На заседании думы 28 ноября депутаты приняли бюджет города на очередной трехлетний период – 2014-2016 годы. 21 ноября бюджет прошел процедуру публичных слушаний, после чего депутаты детально рассмотрели главный финансовый документ города на расширенной комиссии по экономической политике и бюджету.
Формирование бюджета произведено в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики, прогнозом социально-экономического развития города, а также в соответствии с требованиями действующего бюджетного и налогового законодательства, с учетом изменений, вступающих в силу с нового года.
Объем доходов бюджета города определен на основе прогнозных данных главных администраторов соответствующих доходов. Доходная часть бюджета города на 2014 год планируется в объеме 12 млрд 358 млн рублей, что на 1 млрд 726 млн рублей меньше ожидаемого поступления в текущем году.
Сокращение доходов бюджета города обусловлено снижением налоговых поступлений в связи с изменением бюджетного законодательства. На 9,5 процентов сокращен норматив отчислений в бюджет города от налога на доходы физических лиц, отменен норматив отчислений от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Это повлекло выпадающие доходы бюджета в объеме порядка 2 млрд рублей.
В то же время прогнозируется рост доходов за счет установления норматива отчислений в бюджет г. Иркутска от акцизов на нефтепродукты, увеличения на 20 процентов нормативов отчислений от арендной платы и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах городских округов.
Снижение темпов роста неналоговых доходов связано с сокращением объема поступлений от продажи муниципального имущества, земли и снижением поступления арендной платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в связи с передачей объектов в федеральную и областную собственность, выкупом помещений субъектами малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с проектом закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в 2014 году в доходах бюджета города предусмотрена финансовая помощь из областного бюджета в объеме 4 млрд 261 млн рублей, 98 процентов из которых составляют субвенции на выполнение областных полномочий.
В плановом периоде 2015 и 2016 годов объем межбюджетных трансфертов предусмотрен с ежегодным ростом на 7 процентов.
Пресс-служба городской думы отмечает, что, с учетом изменения федерального законодательства, с 1 января следующего года полномочия по финансовому обеспечению дошкольного образования будут переданы на областной уровень. В этой связи, в составе финансовой помощи из областного бюджета городу предусмотрена субвенция на выплату заработной платы работникам дошкольных учреждений, приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек для детских садов в объеме 1 млрд 462 млн рублей в 2014 году, с ежегодным ростом в плановом периоде на 7,7 процента.
В объеме финансовой помощи в настоящее время не предусмотрены субсидии на софинансирование расходных обязательств города, которые будут включены в бюджет после распределения их между муниципальными образованиями области в рамках областных государственных программ.
В проекте бюджета предусмотрены также безвозмездные поступления от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в объеме 243 млн рублей в 2014 году и 46 млн рублей – в 2015 году.
Говоря об общих подходах к формированию расходной части бюджета, необходимо отметить, что в условиях уменьшения доходной базы бюджета потребовалась существенная корректировка ранее утвержденных параметров бюджета на 2014 и 2015 годы. Общий объем расходов за счет собственных средств бюджета в каждом году сократился более чем на 2 млрд рублей.
В этой связи возникла необходимость оптимизации всех расходных обязательств бюджета и определения приоритетных направлений расходов, которые позволят сохранить социальную направленность бюджета и обеспечить достижение основных целей социально-экономического развития города, заложенных в муниципальных программах.
В числе таких приоритетных направлений – безусловное исполнение указов президента Российской Федерации, направленных на повышение заработной платы работников бюджетной сферы, ликвидацию очередности в детские сады, ликвидацию аварийного жилищного фонда.
Расходы на оплату муниципальными учреждениями коммунальных услуг предусмотрены с учетом прогнозируемого роста тарифов, а также требований по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Произведена индексация отдельных статей расходов с учетом роста тарифов на услуги и работы, а также роста потребительских цен.
Запланированы расходы на обеспечение деятельности новых муниципальных учреждений, а также открываемых после ремонта детских садов. Это новые учреждения: детские сады №№176, 178, 179 и МКУ «Курсы гражданской обороны», после капитального ремонта – детский сад №173.
Необходимо отметить, что в связи с передачей с 1 января следующего года муниципальных учреждений здравоохранения в областную государственную собственность, расходы на обеспечение их деятельности в бюджете города не предусмотрены.
Особенностью бюджета является формирование его в новой «программной» структуре, отражающей привязку бюджетных ассигнований к мероприятиям муниципальных программ и непрограммным направлениям деятельности органов местного самоуправления.
Доля «программных» расходов в бюджете города составит порядка 86-87 процентов, что позволит комплексно оценивать достижение заданных целей в соответствующей сфере, а также повысить эффективность использования бюджетных средств и всей системы муниципального управления.
Общая структура расходов позволяет говорить о сохранении безусловной социальной направленности бюджета Иркутска. Расходы на социальную сферу и социальную политику в течение трех лет составят более 25 млрд рублей, или 63 процента расходов бюджета.
Цели развития социальной сферы города будут достигаться посредством реализации семи муниципальных программ: «Иркутск – территория детства», «Культура Иркутска», «Здоровое поколение», «Строительство объектов социальной сферы», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», «Социальная поддержка населения города Иркутска», «Жилище».
Указанные средства планируется направить, прежде всего, на финансовое обеспечение деятельности 237 муниципальных учреждений. В проекте бюджета предусмотрены средства на повышение заработной платы педагогическим работникам образовательных организаций, работникам учреждений культуры в соответствии с майскими Указами Президента Российской Федерации. При этом объем собственных средств бюджета города на эти цели только в 2014 году составит 185 млн рублей.
В целях улучшения условий для предоставления услуг в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта 708 млн рублей планируется направить на проведение капитальных и текущих ремонтов учреждений, в том числе в рамках мероприятий по энергосбережению, а также на восстановление и устройство ограждений их территорий
В 2014 году будут капитально отремонтированы 3 школы, 2 детских сада, 2 учреждения дополнительного образования детей и 1 библиотека.
Продолжится оснащение муниципальных учреждений необходимым оборудованием, мебелью, современными техническими средствами обучения, наглядными пособиями, книжным фондом, на эти цели будет направлено 81 млн рублей.
На бесплатное питание школьников, имеющих право на социальную поддержку, в течение трех лет будет выделено 351 млн рублей, в том числе 96 млн — за счет средств субвенции из областного бюджета. Стоимость питания ежегодно будет увеличиваться на уровень роста потребительских цен.
Одним из важных направлений расходов проекта бюджета является строительство объектов социальной сферы, на которое в течение трех лет будет направлено 2 млрд 637 млн рублей.
При этом особое внимание уделено строительству учреждений дошкольного образования и пристроев к ним в целях последовательного решения проблемы нехватки мест в детских садах.
В течение трех лет планируется построить 11 детских садов в Ленинском, Октябрьском и Свердловском округах города, пристрои к 4 детским садам и разработать проекты строительства еще 10 пристроев. В 2014 году завершится строительство детского сада по переулку Богданова, будут построены детские сады по улицам Розы Люксембург, Новаторов, Севастопольская.
Также в течение трех лет планируется построить две школы – по ул. Ленской и ул.Багратиона, спортивные модули в школах №63 и №68, спортивную площадку в школе №35, разработать проекты строительства школы по ул.Депутатская и двух учреждений дополнительного образования. Кроме того, будут построены два физкультурно-оздоровительных комплекса — в микрорайоне Юбилейном с универсальным спортивным залом и по бульвару Рябикова с плавательным бассейном, разработаны проекты строительства
3 физкультурно-оздоровительных комплексов. Они будут расположены между микрорайонами Университетский и Первомайский с универсальным спортивным залом, по ул. Рождественской в микрорайоне Лесном с универсальным спортивным залом, по ул. Братской на берегу реки Ушаковки с универсальным спортивным залом и плавательным бассейном. В 2014 году завершится строительство крытого бассейна по переулку 18-й Советский в Ново-Ленино.
Расходы бюджета в сфере социальной политики запланированы учетом сохранения достигнутого в предыдущие годы уровня.
В рамках муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Иркутска» продолжится предоставление ежемесячных денежных выплат на оплату проезда пенсионерам, не имеющим права на социальную поддержку по областному и федеральному законодательству. Сохранится льготный проезд для малообеспеченных студентов и учащихся, будет оказана материальная и льготная лекарственная помощь отдельным категориям граждан. На эти цели из бюджета города планируется направить 452 млн рублей.
За счет средств областного бюджета будут приобретены жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на эти цели предусмотрено порядка 46-48 млн рублей ежегодно.
Средства дорожного фонда будут направлены на содержание и ремонт автомобильных дорог, ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним и иные мероприятия в сфере дорожной деятельности. В течение двух следующих лет ремонтные работы будут проводиться на ул. Радищева, ул. Напольной, ул. Ширямова и автомобильной дороге от рынка «Покровский» до садоводства «Озерное».
Значительные средства будут направлены в сферу жилищного хозяйства. В течение трех лет объем их составит 2 млрд 634 млн рублей. В рамках приоритетов государственной политики по улучшению условий жизни населения 2 млрд 210 млн рублей из них будет направлено на проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Около 153 млн рублей будет выделено из бюджета на проведение капитального ремонта кровель, фасадов, стеновых панелей в многоквартирных домах. В целях оказания поддержки в решении жилищной проблемы молодых специалистов в течение двух следующих лет будет построено муниципальное общежитие в Ленинском районе города.
В рамках благоустройства города предусмотрены расходы на содержание парков и скверов, устройство детских и спортивных площадок, строительство и капитальный ремонт линий наружного освещения, строительство водопроводов в секторе индивидуальной жилой застройки, вывоз бытовых отходов с территории частного сектора с устройством контейнерных площадок.
Для стимулирования экономической активности в городе Иркутске, в рамках одноименной муниципальной программы продолжатся мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, инновационной и инвестиционной деятельности, туристического потенциала города. В течение трех лет на эти мероприятия будет выделено 145 млн рублей.
В рамках работы по развитию и укреплению гражданского общества продолжится поддержка территориальных общественных самоуправлений, общественных инициатив граждан, добровольческого и волонтерского движения в городе Иркутске. На эти цели в течение 3 лет будет направлено более 46 млн рублей.
В соответствии с установленным порядком в расходной части бюджета сформирован резервный фонд администрации города. Объем его на 2014 год определен в размере 200 млн рублей, на 2015-2016 годы – в размере 250 млн рублей ежегодно.
Составляющие бюджета города на 2014 год:
по доходам – в объеме 12 млрд 358 млн рублей;
по расходам – в объеме 12 млрд 965 млн рублей;
с дефицитом в размере 607 млн рублей, или 7,7 процента от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Составляющие бюджета города на 2015 год:
по доходам – в объеме 12 млрд 647 млн рублей;
по расходам – в объеме 13 млрд 445 млн рублей;
с дефицитом в размере 798 млн рублей, или 9,9 процента от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений
Составляющие бюджета города на 2016 год:
по доходам – в объеме 13 млрд 333 млн рублей;
по расходам – в объеме 14 млрд 138 млн рублей;
с дефицитом в размере 805 млн. рублей, или 9,5 процента от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений
Для финансирования дефицита планируется привлечение кредитов коммерческих банков, в связи с чем в бюджете предусмотрены расходы на обслуживание муниципального долга.