Завершается процесс регистрации не только кандидатов по одномандатным округам (причем многие соискатели депутатских «корочек» выдвинуты от политических партий) в Законодательное собрание Иркутской области, но и партийных списков. Полтора десятка партий-участниц — это в два с половиной раза больше, чем было в 2008 году, на прошлых выборах в ЗС. Такое увеличение — следствие либерализации законодательства о политических партиях, но не повышения качества многопартийности. В сравнении с 2008 годом практически не появилось партий, действительно отражающих «неохваченные» прежде значительные ниши избирательских интересов и настроений. Исключением являются только два «новичка» — «Гражданская платформа» Михаила Прохорова и РПР-ПАРНАС Бориса Немцова, Владимира Рыжкова и Михаила Касьянова. В остальном изменения в законодательстве о партиях использовано, в основном, руководством страны для дальнейшей профанации, дискредитации, выхолащивания идеи многопартийности.
Одним из проявлений такой профанации является увеличение числа партий-спойлеров, т.е. структур, созданных исключительно в рамках политических технологий. На предстоящих выборах в ЗС Иркутской области такие спойлеры выдвинуты по двум направлениям — для отнятия голосов у КПРФ (коммунистическая оппозиция) и у «Гражданской платформы» (некоммунистическая и, что особенно опасно для «Единой России», умеренная оппозиция). Первое направление представляют партии «Коммунисты России» и «Коммунистическая партия социальной справедливости» (КПСС). Второе — «Гражданская сила» и «Гражданская позиция». Подробное рассмотрение программы и практики этих партий не имеет смысла, т.к. речь идет о сугубо политтехнологнческих проектах, Действующих в интересах «Единой России». Однако наиболее расхожим приемом, видимо, будут вариации на тему «Мы — настоящие (коммунисты, демократы), а эти (КПРФ, «Гражданская платформа») продались Кремлю (обуржуазились, изменили рабочему классу, предали идеи демократии и т.п.)». Расчет при этом откровенно сделан на отсталую часть электората, что еще раз подтверждает очень сомнительную, с точки зрения общественного прогресса, практику «Единой России» и стоящих за ней группами интересов. Впрочем, «чтение морали» по отношению к ЕР — занятие абсолютно бесполезное, а потому выход за рамки прагматического, функционального анализа ситуации не имеет практического смысла.
В то же время, очевидно, что партии-спойлеры выставлены именно на направлениях, которые «Единая Россия» оценивает как наиболее опасные, угрожающие ее статусу доминирующей партии. Для «продвинутой» (политизированной) части избирателей это является дополнительным стимулом не голосовать за ЕР. Однако в отношении аполитичных избирателей ситуация складывается с точностью до наоборот. В целом использование партий-спойлеров способствует решению тактических задач, но усугубляет стратегические проблемы, в том числе сокращает вероятность легитимной смены власти. Тем не менее, руководство страны и «Единой России» продолжает проводить именно эту линию, так как: 1) тема смены власти является для них наиболее болезненной; 2) необходимо изыскивать механизмы сохранения статус-кво без решения этой проблемы.
Другим атрибутом предстоящих выборов является широкое использование административного ресурса в пользу «Единой России». Подобная практика, ее составляющие и особенности давно известны. Следует отметить, что со временем нарастает изощренность использования административного ресурса — он, очевидно, задействован в больших масштабах и разнообразных формах, но так, чтобы юридически доказать его наличие было крайне сложно, если вообще возможно. Мало того, содержание действующего законодательства на эту тему отражает интересы правящих кругов, т.е. крайне расплывчато, двусмысленно и затруднительно в правоприменительной практике. Механизмы административного ресурса предполагают использование неофициальных, закулисных рычагов, основанных, однако, на вертикали властных, корпоративных интересов, а потому очень устойчивы и порождающие самовоспроизводство.
К финальному, агитационному этапу избирательной кампании «Единая Россия» подходит в статусе лидера, исчерпавшего, однако, креативные идеи и целиком полагающаяся на административный ресурс, а также на инерционную и консервативную часть избирателей. «Инерционные» голосуют за «сильнейшего», за того, «кого хвалят по телевизору», или за того, на кого «указывает начальство». «Консерваторы» готовы поддержать, прежде всего, тех, при ком не будет «серьезных изменений», ибо «перемены — к худшему».
Список кандидатов в депутаты ЗС от Иркутского регионального отделения ЕР объединяет в себе наибольшую среди всех партий статусность и, одновременно, «заезженность», «замыленность». Вопреки риторике «Единой России « о «ставке на молодых», в списке немало пожилых кандидатов и практически нет молодежи, что диссонирует даже со списком 2008 года, составленном в решающей степени под воздействием первого заместителя председателя областного правительства Сергея Сокола. Многоопытные кандидаты, которым за 70 или под 70 (например, Виктор Шопен, Виктор Боровский, Гавриил Франтенко, Игорь Гринберг или Геннадий Нестерович) могут быть символами профессионализма и жизненного опыта, но с большим привкусом прошлого и практически без примеси будущего. Таким образом, в списке кандидатов от «Единой России» нарушена классическая пропорция ротации кадров и допущен перекос в сторону несменяемости.
Тем не менее, «Единая Россия» по-прежнему имеет наибольшие шансы на победу в голосовании 8 сентября, и это обстоятельство уже само по себе накладывает отпечаток на предвыборную кампанию. Остальные партии настроены либо расширить свою фракцию в ЗС (такова цель КПРФ), либо вообще получить представительство в областном парламенте («Гражданская платформа», ЛДПР, «Справедливая Россия»). Разумеется, публичные запросы всех партий на порядок выше реально осознаваемых задач и возможностей. Так, областные лидеры ЕР «не исключают» и абсолютной (свыше 50 процентов голосов) победы своей партии. Представители КПРФ декларировали цель «победить «Единую Россию»». «Гражданская платформа», ЛДПР и СР заявляют о реальной возможности создания больших фракций в ЗС и о результатах на уровне 15-20 процентов. Соответственно, партии-аутсайдеры чуть ли не единогласно обещают преодолеть 7-процентный барьер.
В качестве важного усиления позиций «Единой России», в том числе на территории Иркутской области, планировалось введение местных (окружных) групп кандидатов в депутаты. Таким образом, возникает система «двойной тяги», когда кандидат ЕР по одномандатному округу действует в тандеме с кандидатом, возглавляющим окружной список. Учитывая кадровый потенциал ЕР, эта партия способна без напряжения заполнить вакансии и по одномандатным округам, и по окружным спискам. Мало того, система «двойной тяги» позволяет в большей мере учесть аппетиты различных групп интересов внутри ЕР.
Однако с другой стороны, как уже показали начальные этапы избирательной кампании, такое усиление, являясь весьма сложным для массового понимания, приведет, скорее всего, к скромному, а не к значительному эффекту. И без того длинные по содержанию бюллетени для голосования становятся теперь для большинства практически нечитаемыми. Таким образом, предложенная система даст лишь ограниченный эффект. К тому же, для большинства носителей протестных настроений такие тонкости не имеют существенного значения — для изменения их негативного отношения к «Единой России» нужны более весомые аргументы.
Относительно вялым получился старт избирательной кампании у КПРФ. Лидеры коммунистов как будто уверены, что все (или почти все) протестные голоса будут поданы за компартию. Такой подход, с одной стороны, позволяет КПРФ сохранять пространство для политического маневра и находить поддержку в различных слоях населения. Однако с другой, в условиях, когда весьма активны некоммунистические оппоненты «Единой России» (прежде всего, «Гражданская платформа»), результат выборов 8 сентября может оказаться для КПРФ менее убедительным, что прогнозируют представители компартии и многие эксперты.
Вместе с тем, скандалы, подобные тому, что разгорелся из-за конфискации 200-тысячного тиража коммунистической прессы, содержащей резкую критику не только в адрес «Единой России», но и губернатора Сергея Ерощенко, едва ли приведут к снижению рейтинга КПРФ. Единственный эффект этого скандала — областное руководство ЕР показало, что «оно в силе», что «противники будут наказаны», что «ситуация под контролем», а «разбегаться из партии нет оснований». Кстати, точно такие же мотивы — не допустить «эффекта домино» и продемонстрировать «показательную порку ослушников в назидание остальным» — у давления со стороны руководства ИРО ЕР на Александра Битарова с целью добиться снятия его кандидатуры из одномандатного округа № 2.
ЛДПР, как и в прежних кампаниях, ставит в Иркутской области, прежде всего, на малые населенные пункты, особенно в северо-западных и северных районах Приангарья. Низкий уровень узнаваемости местных лидеров партии (особенно после ухода Нины Чекотовой) решено компенсировать за счет в включения в предвыборную кампанию лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Само по себе это дает практически гарантированное преодоление 7-проценнтного барьера, но едва ли ЛДПР удастся вырваться за 12-процентную отметку.
В сложной ситуации оказалась партия «Справедливая Россия». Наряду с множеством мелких, тактических, фрагментарных ошибок, «эсеры» столкнулись с трудно решаемой проблемой отсутствия собственного избирателя. Имеется в виду не отсутствие избирателей, как таковых, а сложности формирования общественных фокус-групп, готовых поддержать «Справедливую Россию» сейчас, в середине 2013 года. «Расфокусированность» становится крупной проблемой не только для Иркутского регионального отделения СР, но и для этой партии в целом. Пока не видно, за счет каких ресурсов и методов «Справедливая Россия» намерена решать этот вопрос. К настоящему времени надежды на преодоление 7-процентного барьера связаны у этой партии, в основном, с расчетом на инерционность мышления групп избирателей, ранее голосовавших за СР. Однако «запас прочности» в данном случае очень невелик, и его на выборах 8 сентября может не хватить.