... Иркутск
Доллар
Евро

Многозначительная пауза

Ноябрь традиционно является «промежуточным» месяцем. Еще рано подводить официальные итоги года и заглядывать в год будущий. Но, с другой стороны, «финиш уже на горизонте», и приближение 2014 года вполне ощутимо. Во всяком случае, все более-менее крупные планы, начинания, проекты, инициативы выходят за рамки 2013-го. Таким образом, возникает определенная пауза, предшествующая смене темпа и, возможно, приоритетов в региональной политике.

В Иркутской области конца 2013 года такая пауза усилена, как минимум, двумя обстоятельствами. Во-первых, недавно, 8 сентября, сформирован новый состав Законодательного собрания. Следовательно, произошла некоторая перегруппировка политических сил и стоящих за ними групп интересов. Во-вторых, на территории Прибайкалья в полной мере сказываются трудности в мировой и российской экономике, причем углубление проблем происходит как раз вскоре после выборов в ЗС. Иными словами, для областного и муниципальных бюджетов закончился «тучный период» и наступает время «подтягивания поясов» и «поиска внутренних резервов». Для избирателей и власти подобная ситуация уже была пять лет назад, осенью 2008 года. Тогда «Единая Россия», которой де-факто руководил первый заместитель главы областного правительства Сергей Сокол, провела избирательную кампанию, обещая социальной сфере значительное наращивание бюджетных расходов («молочные реки и кисельные берега»). Была задействована даже предвыборная технология «сверхрасходов» («Народный бюджет»). Эти обещания были отложены в сторону сразу после выборов в связи с наступлением экономического кризиса 2008-2009 годов.

Специфика наступающего периода и в том, что сейчас происходит перераспределение полномочий, а также источников налоговых поступлений, между региональной властью и муниципальными образованиями. При этом отчетливо проявляется тенденция централизации в региональных рамках (как прежде — в федеральных), а также выравнивания бюджетных возможностей муниципалитетов. С 1 января 2014 года завершается этап передачи из муниципальной в областную собственность учреждений здравоохранения и образования, включая дошкольные учреждения. В свою очередь, крупные муниципальные образования (города) получают право формировать свои дорожные фонды. Это ведет к значительным изменениям в балансе властных полномочий. Одним из проявлений таких перемен является уменьшение «веса» депутатских мандатов в местных (городских, районных) думах.

В принципе у областного руководства есть два реальных варианта дальнейшей стратегии в социально-экономической сфере, которые найдут отражение в построении бюджета. Один из них (в плане идеологии — «кудринский») — стремиться к максимально сбалансированному бюджету, избегать значительных заимствований и увеличения бюджетного дефицита. Это позволит сохранить сбалансированный бюджет и не попасть в «долговую яму». Обратной стороной такого курса в условиях сокращения бюджетных расходов является неизбежное уменьшения расходов на социальную сферу. Такая линия (с некоторыми оговорками) проводился в годы губернаторства Дмитрия Мезенцева.

Другой вариант, связанный с наращиванием объема бюджетных кредитов и бюджетного дефицита (превышения расходов над доходами) чреват серьезными проблемами через несколько лет, но позволяет сохранить хотя бы прежние масштабы финансирования «социалки» и, тем самым, «хорошо выглядеть» в глазах многих избирателей на ближайший период времени. При всех различиях между двумя вариантами бюджетной политики, у них есть одно сходство — невозможность в ближайшие год-два существенного наращивания инвестиций в областную экономику, хотя мягкий вариант и сопровождается заверениями в реальности инвестиционного бума.

Переход к первому варианту, связанному с жесткой экономией, тем более затруднителен, что резко контрастирует с предыдущими публичными обязательствами. Если раньше речь шла даже о «второй индустриализации» (что сразу вызывало сомнения у части экспертов), то курс «бюджетной экономии» предполагает решение куда менее амбициозных задач — выполнение уже реализуемых проектов в социальной сфере, оптимизация управленческих и социальных расходов, недопущение обвального сокращения финансирования социально значимых объектов и программ, при том что некоторое (по возможности, умеренное) урезание расходов в этой сфере воспринимается как неизбежность. Буквально в последние дни о своей приверженности именно такому курсу заявил, в частности, мэр Иркутска Виктор Кондрашов. Чуть раньше в таком же плане высказалась председатель ЗС Людмила Берлина, однако ее слова носили менее конкретный и более дипломатичный характер.

Напряжение в бюджетной сфере — очень серьезная, профессионально-фундаментальная, а не скандально-поверхностная тема, причем разногласия, возникающие на этом направлении можно квалифицировать как действительно соответствующие термину «региональная политика».

Между тем, возможная корректировка курса имеет и сугубо политическую составляющую. С одной стороны, губернатор и его команда только что с успехом решили крупную задачу — по итогам выборов сформирован состав ЗС, в целом лояльный главе региона и региональному правительству. Поэтому сейчас можно проводить как относительно мягкий (дефицит плюс займы), так и жесткий (экономия и сокращение расходов) — на ближайшее время политическая поддержка со стороны ЗС обеспечена. Однако с течением времени, в случае серьезных осложнений в экономике страны и Прибайкалья, все же возможна эрозия политической опоры губернатора и правительства, причем локомотивом новой фронды могут стать депутаты из фракции «Единой России», отодвинутые, в той или иной степени, от руководящих постов в ЗС и в региональном отделении ЕР.

Фактически, как уже говорилось ранее, вероятность развития политической ситуации в Иркутской области по привычному сценарию эскалации конфликта в региональном руководстве до сих пор не исключена. Успешный для губернатора и «Единой России» итог выборов в ЗС, казалось бы, блокировал такую угрозу. Однако неблагоприятные тенденции в мировой экономике, включая сырьевой сектор, противодействуют окончательному снятию с повестки дня вопроса о политической нестабильности. К тому же к осени 2013 года в областной элите сформировалась достаточно влиятельная, хотя пока неструктурированная группа потенциальных оппозиционеров.

Между тем, опыт других субъектов РФ свидетельствует, что в федеральном руководстве России зачастую отдают предпочтение (не говоря об этом публично) сценариям, при которых внутри регионов должен существовать системный, умеренный, предсказуемый, но все же противовес действующему руководителю субъекта РФ. Сам по себе такой подход имеет право на существование, хотя и обладает, как минимум, двумя изъянами. Первый: как правило, «санкционированная» фронда является непубличной, а мотивы и механизмы ее действий не понятны подавляющему большинству избирателей. Например, буквально единицы избирателей, живущих в Иркутской области, могут объяснить, почему «сняли» губернаторов Александра Тишанина или Дмитрия Мезенцева. Второй дефект: политические хитросплетения обычно ограничиваются рамками «Единой России», а «инопартийная» оппозиция откровенно не приветствуется. Как и при первом изъяне, такой подход не способствует открытости политической жизни и, в более широком плане, не развивает политическую систему в РФ.

У происходящего в период «многозначительной паузы» есть и другой аспект стратегического свойства. Перераспределение бюджетных источников и бюджетных учреждений вверх, от муниципалитетов к региональному уровню власти полностью соответствует царским и советским реалиям российской истории (и даже оставляет их позади). В то же время эта логика событий абсолютно противоположна тенденциям в истории Западной Европы (верность стандартам которой многократно декларировали нынешние руководители РФ). У истоков европейских государств стояли богатые, «вольные», демократичные города, а также союзы городов (например, Ганзейский союз). И уже на основе этих городов («густого газона») появились государства. Отсюда и средневековая формула «Воздух города делает свободным». То есть мировоззренческая, управленческая философия Западной Европы — «снизу вверх». В прошлой и современной России, включая Прибайкалье, наоборот — «централизация за счет муниципалитетов». При этом очевидно, что эта философия применима ко всем частным случаям. Иными словами, невозможно построить демократию и конкурентную экономику в отдельно взятой стране или, тем более в регионе, следуя курсом централизации, а не предпочтению правам муниципальных образований, не первичности интересов городов.

Выделение городов (особенно крупных городов) из общего числа муниципальных образований отнюдь не случайно. Перевод школ, больниц, поликлиник и детских садов дотационных территорий — например, Катангского, Мамско-Чуйского или Балаганского района — в областное подчинение по-своему логично. Однако такие же действия в отношении муниципального имущества и бюджетных источников Иркутска, Ангарска или Братска прямо и категорически противоречит европейским стандартам. Поэтому возникает вопрос, поспособствует ли такая централизация эффективности регионального менеджмента, особенно в сложных макроэкономических условиях. Перераспределение бюджетных средств, ведущее к ущемлению интересов крупных городов, постепенно ведет к утрате ими потенциала экономических локомотивов и наращиванию протестных настроений среди избирателей. Именно города-мегаполисы способны создать внутри и вокруг себя социально-экономическую и общественно-политическую среду, соответствующие вызовам постиндустриальной эпохи, в том числе решить проблемы агропромышленного сектора. Предпочтение же малым населенным пунктам, с избирателями которых «проще работать», с большой долей вероятности не приведет к успешному решению и проблем регионального масштаба.

До конца еще не ясно, каково значение паузы октября-ноября — тактическое, оперативное или стратегическое. Однако ее итог может иметь большое значение для последующего развития событий. В частности, выяснится, будут ли опровергнуто следующее утверждение: мол, нынешний губернатор постарался учесть ошибки своих предшественников, однако «старые грабли» иркутской политики настолько велики, что каждый региональный лидер все же обречен на них наступить.


Яндекс.Метрика