Уходящая неделя принесла ряд мини-сенсаций, связанных с довольно крупными структурными изменениями в правительстве Иркутской области, а также с выводом из игры некоторых фигур, до недавних пор занимавших ключевые позиции в «Сером доме».
Задержание, а потом и решение о двухмесячном аресте министра промышленной политики и лесного комплекса Кирилла Торопова вызвало волну обсуждений и неоднозначных трактовок происходящего. По мнению ряда наблюдателей, решительные действия в кадровом вопросе косвенным образом указывают на то, что губернаторские выборы в будущем году состоятся, и Сергей Ерощенко примет в них участие.
Политический обозреватель Юрий Пронин обращает внимание на то, что структурные преобразования в региональном правительстве сами по себе не являются чем-то исключительным, однако, в сочетании с арестом Торопова, обретают черты скандальности. Эксперт отмечает, что «кадровый гештальт» не завершен — по ряду персоналий и министерств решения еще не приняты:
— Последние события можно назвать весьма незаурядными. В них есть как плановые элементы, так и элементы форс-мажора. Губернатор неоднократно говорил, что правительство никогда не будет застывшей формой ни по структуре, ни по перечню должностей, ни по форме взаимоотношений. Это естественная вещь, характерная не только для нашей области. Таким образом, перестановки можно назвать рядовым событием. Действительно, министерство промышленной политики и лесного комплекса было не на самых передовых позициях, как и министерство транспорта. Тем более что, как я понимаю, вопрос передачи иркутского аэропорта области несколько затягивается. Эти вещи можно назвать плановыми. Но делать вид, что смена структуры произошла исключительно по плану, тоже было бы неправильно — мы знаем, какие события происходят сейчас с бывшим министром промышленной политики и лесного комплекса Кириллом Тороповым. Работа министерства действительно вызывала некоторые вопросы. Видимо, события, непосредственно связанные с предполагаемым нарушением законности, ускорили преобразования.
Не совсем понятна пока дальнейшая судьба бывшего министра дорожного хозяйства Михаила Литвина и бывшего вице-губернатора Сергея Дубровина. Литвин, как министр дорожного хозяйства, являлся «куратором» той службы, которую до перехода на пост министра промполитики возглавлял Торопов. Возможно, этот момент стоит учитывать. Тем не менее, заместителем председателя правительства Литвин остался. Получается, что он будет курировать всю сферу, касающуюся дорожного хозяйства, жилищной политики, энергетики, транспорта.
Что касается Сергея Дубровина, то здесь ситуация также до конца не ясна. Не исключено, что уменьшение числа вице-губернаторов связано с подготовкой к разделению должностей губернатора и председателя правительства. Естественно, при таком разделении заместителей губернатора вообще не будет. В отношении Дубровина сложно что-то предполагать. Есть взаимоисключающие варианты — такие как его дальнейшее политическое продвижение, включая возможное участие в выборах мэра Иркутска, либо назначение на иную высокую должность. Но это будет должность не в правительстве области.
Таким образом, сейчас мы наблюдаем события как набор, во-первых, плановых шагов по наладке эффективности работы правительства, во-вторых, по корректировке будущего некоторых политических фигур в окружении губернатора. В-третьих, скажем прямо, это исправление шероховатостей, возникших из-за проблем с законом у некоторых членов правительства.
Председатель Общественной палаты Иркутска, заведующий кафедрой конституционного права юридического института ИГУ Сергей Шишкин, комментируя структурные изменения в правительстве, обращает внимание на ряд кадровых решений, вызывающих вопросы:
— Внутренняя кухня случившегося мне недоступна, но кое-какие выводы можно сделать из наблюдений. Мы помним, как на должность сначала заместителя губернатора, потом первого заместителя губернатора был принят мой коллега Виктор Игнатенко. В его обязанности было вменено изменение структуры правительства. Губернатор даже озвучил сроки в своем послании — один год. Мы знаем, что Виктор Васильевич со своими помощниками работал над этим вопросом. Поэтому, с моей точки зрения, происходят плановые изменения в работе правительства. Хотя, честно говоря, для меня несколько удивительно то, что объединенное министерство экономики, промышленной политики и лесного комплекса возглавил Руслан Ким. Некоторое время назад губернатор достаточно предметно и резко критиковал его как министра по экономическим вопросам. Это было месяц-полтора назад. Поскольку критика носила публичный характер, мне казалось, что Ким находится на пороге увольнения с должности министра экономического развития, но сейчас, в рамках объединительной процедуры, он его возглавляет. Неужели он за это время поправил экономическую ситуацию и показатели Иркутской области? При этом, у меня к Киму отношение хорошее, претензии не к персоналии. Это просто размышления. Быть может, Ким возглавил министерство временно и сейчас подыскивается ему замена.
Вторая позиция — это слияние министерства транспорта с министерством ЖКХ и энергетики. У министерства транспорта было не так много функций. Конечно, у нас есть много видов транспорта, но в основном они находятся в федеральной компетенции. То, что в условиях дефицита бюджета мы сделали из четырех министерств два — это хорошо. Но по персоналиям, возглавившим объединенные министерства, у меня есть вопросы. Насколько надолго пришли эти фигуры? С учётом той критики, которая раздавалась в их адрес со стороны губернатора, быть может, объединённые министерства должны возглавлять другие люди.
Очень интересная ситуация с Литвиным. Мы помним, как этот министр по делам строительства и дорожного хозяйства стал вице-губернатором. Теперь его зам становится министром, а Литвин с должности уходит. Почему это происходит сейчас? То обстоятельство, почему Литвин стал освобождённым заместителем губернатора без министерства, порождает много гипотез. Это сделано политически несвоевременно. Получается намек на то, что дело Кирилла Торопова имеет отношение к Литвину. Хотя мы знаем, что он не задержан, не арестован, но и на рабочем месте его также нет. С моей точки зрения, лишение Литвина министерской должности не оптимально. Это утяжеляет бюджет. У нас появляется новый министр и зампред без министерства, надо платить две зарплаты, а не одну. Но губернатору виднее.
Не берусь комментировать ситуацию с Сергеем Дубровиным, так же как мне непонятна передвижка Владимира Дорофеева. Определённую логику можно нащупать, если перестановки связаны с идеей разъединения постов губернатора и председателя правительства.
По мнению политолога, замдекана исторического факультета ИГУ Алексея Петрова, работа по усилению кадров в «Сером доме» косвенным образом говорит о том, что началась подготовка к губернаторским выборам — отсюда стремление исправить допущенные ошибки и сделать команду более эффективной:
— У меня сложилось впечатление, что идет исправление ранее принятых решений — не только по персоналиям, но и по структуре министерств, расширение которых не привело к эффективной работе. Ошибки признаны, но очень аккуратно, и сейчас ситуация отыгрывается назад — ряд министерств сливается. Вообще, слабая работа этого звена характерна для нашего региона — при всех губернаторах министерства работали не очень эффективно. Возможно, имеет смысл поменьше прислушиваться к «московским голосам» и побольше — к своим, к тем, кто хорошо знает региональную проблематику и пользуется авторитетом в силу своей компетентности и уровня квалификации.
У нас слишком много зампредов, и непонятно, чем они занимаются. Над каждым министром есть зампредседатель правительства — излишнее дублирование, мне кажется. Разделение функций первого лица между губернатором и председателем правительства могло бы исправить ситуацию. Когда все замкнуто на губернатора — это не совсем правильно. Сергей Ерощенко «тянет» на себе огромный круг вопросов, включая муниципальный уровень. Он ездит в территории, решает их проблемы, разруливает конфликты. При этом возникает вопрос: чем тогда занимаются муниципальные власти. Ведь то, что губернатору приходится отвлекаться на все это, отнимает драгоценное время, не дает возможности полноценно заниматься общерегиональной повесткой, выстраиванием отношений с федеральными структурами. Я думаю, этой ситуацией стали пользоваться мэры — привыкли, что губернатор все за них решает. А потом они под партийной вывеской опять переизберутся, и все прекрасно.
Порочный кадровый круг. И он не дает возможности в конкурентных условиях выдвигать во власть новых более эффективных людей. Нет возможности у компетентных, квалифицированных специалистов и управленцев дорасти до регионального министра — там все занято. Проблема региональной элиты — в том, что она не взрощенная, а назначенная. И думаю, что с Тороповым история только началась. Он — не единственный, кто может попасть в эпицентр скандала. И купировать негативный эффект от этих событий можно будет только безупречно честной и результативной работой остальной губернаторской команды. При этом пока эффективность молодых министров неочевидна. Кстати, губернатор сам их критикует за работу.
Вообще, стоит отметить: сейчас очень важно, чтобы областная власть дала ответ на главный вопрос — что нас ждет в 2015 году? Чем обернется недополучение 11 млрд рублей в бюджет будущего года? Готов ли регион закрыть эту брешь? Какие точки напряжения могут еще возникнуть, и как их будут гасить? Мы вступаем в период не самых легких времен — мировой экономический кризис накладывается на кризис внутри России, связанный в том числе с санкционной войной. В такой ситуации хотелось бы больше ясности, четкости и эффективности
Активность, которую мы наблюдаем — это сигналы с разных сторон в преддверии губернаторских выборов. 2015 год будет ключевым. Существует негласная установка не совмещать федеральные выборы с губернаторскими, а в 2016 году — выборы в Госдуму. Значит, губернаторских у нас не будет. Остается 2015 год. Мне кажется, Кремль уже принял решение, кого будет поддерживать в Иркутской области. Правда пока остаются открытыми некоторые ключевые вопросы — например, непонятно, кто пойдет в связке с Сергеем Ерощенко на пост мэра Иркутска.
ИА «Телеинформ»