Событием месяца (а то и года) в масштабах региона стало решение губернатора Сергея Ерощенко отказаться от поспешного проведения муниципальной реформы и сохранить прямые выборы мэров и глав муниципальных дум в Иркутской области.
Соответствующий законопроект глава области внес на рассмотрение ЗС вчера, 28 мая. На сессии областного парламента 30 мая, вне всякого сомнения, это решение будет одобрено большинством депутатов. А через две недели будет дан старт 45 избирательным кампаниям, которые должны пройти в муниципалитетах Иркутской области в 2014 году.
Как отнеслись к решению губернатора представители экспертного сообщества? Сенсацию прокомментировали иркутские политики и политологи.
Спикер Законодательного собрания Иркутской области Людмила БЕРЛИНА:
— Критерий истины – это практика. Я не случайно на общественных слушаниях по реформе местного самоуправления, которые проходили 27 мая, приводила в пример Татарстан, где институт сити-менеджера состоялся, и там планируется сохранить эту систему управления. Для этого ведь и существуют разные модели управления, чтобы каждый регион мог выбирать, опираясь на собственный опыт. С одной стороны, мы должны обеспечить социально-экономическое развитие муниципального образования, а с другой – учесть, к чему готовы наши люди. Потому что местное самоуправление, в отличие от государственной власти, нацелено непосредственно на людей и людьми осуществляется. Поэтому мы обязаны принимать во внимание этот аспект. Региональный закон принимается во исполнение федерального. Он предполагает решение судьбы всех 374 муниципальных образований Иркутской области не зависимо от того, меняется как-то формат организации власти в конкретном муниципалитете или нет.
Иркутский политолог Юрий ПРОНИН:
— Видимо, Сергей Ерощенко окажется в меньшинстве среди региональных лидеров, хотя, конечно же, не единственный. Я знаю, что и в Федеральном собрании, и на слушаниях в Иваново, некоторые губернаторы высказывались о том, что не имеют ничего против выборов мэров. И все-таки, по наблюдениям, таковых меньшинство. Ожидается, что в большинстве регионов будет проведена полноценная реформа органов местного самоуправления именно в том виде, как она задумывалась. Я думаю, не случайно между первым и вторым чтением федеральный законопроект претерпел существенные изменения, и появилась альтернатива, в том числе возможность оставить прямые выборы мэров. Все-таки на федеральном уровне засомневались, учитывая и ту реакцию, которая последовала из регионов, и тот факт, что это серьезное вторжение государства в местное самоуправление, и что это может привести к серьезной дестабилизации в стране.
Идея дробления крупных городов на районы весьма громоздкая. Есть, конечно, точка зрения, что это приближение власти к народу, но, на мой взгляд, и элемент искусственности тут есть.
В эпицентре всей реформы находится институт сити-менеджера, который имеет неоднозначный опыт внедрения в России. А если говорить про Иркутскую область, то ни одного успешного опыта нет. Думаю, именно по этим причинам губернатор и засомневался, нужно ли отменять прямые выборы мэров. Тем более, в последнее время в его деятельности стала ярко просматриваться серьезная государственно-правовая составляющая, и во многом, я считаю, это связано с назначением Виктора Игнатенко на должность сначала зама губернатора, а затем первого зама. Именно поэтому, думаю, к данному вопросу отнеслись весьма серьезно.
И, конечно, сыграла решающую роль позиция федерального руководства во главе с президентом Путиным. Потому что, когда в число возможных включили и альтернативный вариант, повсеместно стали говорить, что это просто для отвода глаз, а на самом деле Москва всем прикажет, какой вариант должен быть выбран. И как только раздался сигнал, что можете делать, как хотите, несколько губернаторов, в числе которых и Ерощенко, выразили желание все оставить как есть. Но, еще раз повторяю, таких будет меньшинство.
Заведующий кафедрой конституционного права юридического института ИГУ Сергей ШИШКИН:
— Послушав выступление президента РФ Владимира Путина в Иваново по вопросу реформирования местного самоуправления, у меня не сложилось впечатления, что реформа затевается именно для отмены выборов мэров в крупных городах. Глава государства четко сказал, что внесенные изменения в ФЗ № 131 — это дополнительная опция к уже существующим моделям. Президент подчеркнул, что должны быть проведены «красные линии» в компетенции между региональными и муниципальными органами. То есть, таким образом сместил акцент в муниципальной реформе с моментов формальных, я говорю о вопросах формирования органов МСУ, на моменты содержательные — как распределить полномочия, ответственность, финансы. И, мне кажется, что это правильный акцент.
Конечно, выборность депутатов, мэров, вообще принцип всеобщего избирательного права при тайном голосовании — это, безусловно, само по себе ценность. И это один из важнейших принципов демократичного государства. И в этом смысле сохранение института выборов — вещь крайне важная сама по себе.
Но ведь не только способ образования власти имеет значение, но и то, ради чего люди стремятся в мэры, в депутаты, какими возможностями на этих постах они будут обладать, какими ресурсами смогут распоряжаться в интересах избирателей. Этот вопрос мне кажется более важным. Переток полномочий с федерального уровня на региональный и дальше — на муниципальный, или как сказал президент, «проведение красных линий», мне кажется, открывает серьезную дорогу для региональных законодателей, поскольку они теперь регулируют эти процессы. Для меня принципиально важно и дорого, чтобы было сохранено единство Иркутска, чтобы его не дробили на районы, тем более, что я являюсь автором первого устава города. Я трепетно отношусь к судьбе Иркутска, и даже готов признать необходимость тактических жертв — отказа от выборов мэра, лишь бы не допустить дробления города на районы. Ведь первоначально заявлялось, что будет предложен самый жесткий вариант — это отмена выборности и разделение городов. А то, что губернатор пошел еще дальше, сохранив прямые выборы мэра, безусловно, очень хороший шаг.
Политолог, доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Сергей ШМИДТ:
— Я не знаю ни одного человека, который бы не поддержал губернатора в решении оставить прямые выборы мэров городов и районов. Безусловно, это самая демократичная из всех предложенных моделей местного самоуправления. Мне кажется, очень важно, чтобы избиратель понимал, как устроена власть в городе или поселке, в котором он живет. А всенародные выборы — это самая простая модель. Все остальные, тем более, многоступенчатые, непонятны не только для избирателей, но, боюсь, что далеко не все политологи и профессиональные юристы смогли в них разобраться. А устроенная непонятно власть уже по определению становится удаленной от избирателя.
Безусловно, решение губернатора сохранить всенародные выборы добавляет большой плюс к его репутации. Не секрет, что с некоторыми муниципальными образованиями у Ерощенко есть проблемы. И, казалось бы, он в большей степени, чем главы других регионов, заинтересован в установлении вертикали власти. И то, что он не поддался на этот соблазн, безусловно, свидетельствует, что чувствует он себя уверенно. А в случае, если он пойдет на досрочные выборы, скажем, в следующем году, это будет прекрасная тема для его предвыборной кампании. Ведь, сохранив выборы мэров, он продемонстрировал свое доверие населению Иркутской области. К сожалению, в большинстве регионов поступят не так, как Ерощенко. Примечательно, что законопроект губернатор внес в день своего рождения. И он сам себе сделал подарок, потому что политизированная публика просто в восторге от такого решения, и, соответственно, желает добра и губернатору.
Руководитель проекта «Кто есть кто в Байкальском регионе» Максим ЗИМИН:
— Предположения, что губернатор примет именно такое решение, были. Потому что Сергей Ерощенко и ранее заявлял о необходимости прямых выборов – говорил об этом на встречах в Братске, в Шелехове. Так что губернатор проявил последовательность и мудрость в данном вопросе. Надо отдать должное: главе области удается в непростых условиях выстраивать систему взаимоотношений с муниципалами, и в этом он чувствует уверенность, причем, настолько, что дополнительные рычаги влияния на ситуацию ему просто не нужны. Понятно, что возможность отхода от институтов прямых выборов несла в себе риски сворачивания демократии. И эти риски Сергей Ерощенко воспринял как никто другой. Для него полноценное взаимодействие с муниципалами оказалось важнее, чем получение сомнительных механизмов управления процессом. Вместе с тем, мы понимаем, что мнение Сергея Ерощенко (даже в случае его желания повлиять на выборы в том или ином муниципалитете) будет безусловно учитываться всеми – и населением, и элитами. И то, что он напрямую не будет назначать мэров, вовсе не значит, что он устранится от выражения своей позиции при формировании власти на местах.
ИА «Телеинформ»