Времена, когда мы брали товары с полок магазинов, не глядя на цену, похоже, прошли. Некоторые продукты подорожали чуть ли не вдвое, а зарплаты наши и пенсии остались прежними. Мы поинтересовались у братчан, как они переживают кризис, а у эксперта спросили, что нас ждет дальше.
Дыхание кризиса ощущается всюду: от полок магазинов до дверей крупных банков.
Пожалуй, самым тяжелым последствием резкого падения цен на нефть и политики санкций стало резкое и даже неприличное подорожание ряда продуктов. Согласно данным Иркутскстата, больше всего с начала года, по данным на начало марта, подорожали фрукты – на 22 процента, овощи – на 15 процентов, рыба – на 14, субпродукты – на 12 процентов. Отдельные позиции вообще побили все мыслимые рекорды. Например, бананы выросли в цене на 49 процентов, картошка – на 17 процентов. Мартовская статистика, думается, также будет безрадостной.
Фрукты, овощи, мясо, молочные продукты — да практически все, что входит в наш ежедневный рацион, значительно поднялось в цене. И прокурорские проверки не спасают.
Продуктовый скачок цен резко ударил по ресторанному бизнесу. Люди стали экономить на развлечениях, куда россияне по привычке включают и походы в общепит. Ряд ресторанов Братска даже вынуждены сокращать персонал и пересматривать меню.
— У нас и до кризиса бизнес был низкорентабельный, а сейчас, когда люди стали сокращать расходы на корпоративные выходы, на бизнес-ланчи, семейные выходы, мы вынуждены отказываться от поваров, другого обслуживающего персонала. И такая тенденция прослеживается у всего сектора этого бизнеса. Безработных становится больше. Если год назад на вакантную должность гардеробщика за скромную плату мы не могли найти человека, то сейчас за день по объявлению о работе нам звонит до 50 кандидатов, – рассказывает один из работников ресторана в центре Братска.
Еще один способ экономии в кризис – отказ от заграничных отпусков. Турпутевки подскочили в цене почти вдвое, а курс доллара, также возросший в два раза, сделал практически невозможным комфортное и недорогое пребывание туриста за границей.
Турпоток за границу сократился значительно, но это сыграло на руку местному бизнесу. Неожиданно братчане переориентировали свои предпочтения и взглянули на местный рынок услуг.
— Мы ожидали оттока клиентов, а произошло обратное: те, кто в этом году не поехал в привычный Таиланд и Турцию, решили хоть как-то себя побаловать и пошли в спа-салоны, бани, сауны. Ведь цены у нас не выросли, а уровень услуг не уступает зарубежному. Поэтому пока что мы работаем в плюсе, — говорит владелица спа-салона.
Наряду с продуктами сильнее всего подорожали кредиты, к которым мы все так пристрастились. В среднем потребительские кредиты выросли на 20 процентов. Добавьте к этому рост цен на импортную бытовую технику в соответствии с двойным повышением курса доллара и получите ценники за компьютеры и телевизоры чуть ли не вдвое выше докризисных. Однако, как ни удивительно, братчан сей факт не смущает.
— Люди хорошо берут компьютеры, телевизоры, фотоаппараты. Это товары не первой необходимости, зачастую они не нужны для работы, но есть желание — человек берет, — рассказал продавец сетевого магазина компьютерной техники в Братске.
Финансовый университет при правительстве РФ подтверждает этот факт: по его данным, потенциальный спрос на технику в России вырос на 59 процентов по отношению к осеннему уровню. И это, пожалуй, самый безоблачный сектор экономики. Надолго ли? Готовы ли люди оплачивать свои кредиты по дорогостоящим покупкам? Эксперты дают негативные прогнозы по просрочкам платежей, а в Иркутской области уже разорилась одна кредитно-финансовая организация – усть-кутский банк ВЛ-Банк. Также уходит из Братска Раффайзен Банк.
Тем не менее сколько бы братчане ни жаловались, а кризис, судя по всему, пока что бьет их не сильно. Так, в целом по стране, согласно правительственным данным, потребительская активность, по сравнению с ноябрем 2014 года, упала незначительно — всего на 3 процента. И лишь отдельные бизнес-ниши чувствуют себя неважно. Что нас ждет дальше?
О том, как город справляется с кризисом и что нас ждет дальше, мы спросили у независимого эксперта и общественного деятеля Братска Александра Шапошникова:
— По моим наблюдениям, стабильно и с прибылью работают предприятия, реализующие сырье и продукцию на экспорт. К ним можно отнести ведущие градообразующие предприятия города, а также предприятия лесного комплекса. Правда, возросший курс доллара и евро заставил покупателей пересмотреть контракты в сторону снижения закупочных цен. Поэтому на сверхприбыли в рублях и этим компаниям рассчитывать не приходится.
Самое серьезное падение отмечается в сфере общепита. Братчане стали больше тратить на продукты в связи с ростом цен, добавьте платежи по счетам за ЖКХ и другие услуги, кредиты, и выйдет, что 70—80 процентов доходов, а то и больше уходит на текущие расходы. На чем сэкономить? На развлечениях, ресторанах, лишних покупках, на отпуске. Даже те, у кого есть деньги про запас, опасаются их тратить. Люди не знают, что будет дальше, и не решаются тратить деньги, а это серьезно тормозит экономику. Уже сегодня во многих фирмах присутствуют неплатежи, задержки по зарплате, в ресторанном секторе отмечаются массовые сокращения.
К сожалению, текущая государственная политика не дает уверенности в том, что мы быстро преодолеем этот кризис. Программа импортозамещения, как таковая, отсутствует, реальных механизмов ее претворения в жизнь нет. Нет современных производственных мощностей для поднятия промышленности и сельского хозяйства, нет и разумных государственных инвестиций в эти секторы экономики. Кредиты под 30 процентов для фермеров, скромное бюджетное субсидирование отрасли в размере 65 млрд рублей – это не те меры, которые помогут выйти из кризиса.
Все же я надеюсь, что к лету госполитика изменится, мы перестанем ждать роста цены на нефть, что нас вовсе не спасет, ждать отмены санкций, что маловероятно, а возьмемся наконец-таки развивать собственную экономику реальными способами.
Производство и услуги
Мы попробовали опросить представителей малого и среднего бизнеса в Братске. Один из них, занимающийся производством мебели, пояснил, что ситуация у многих производителей сейчас напряженная: раньше многие горожане мебель покупали в кредит, а так как банки существенно снизили количество выдаваемых кредитов, покупателей стало значительно меньше. По его словам, пока вообще непонятно, «выплывут» ли предприниматели и выровняется ли экономическая ситуация.
В целом же, как оказалось, братские предприниматели пока не готовы давать какую-то оценку ситуации и очень осторожны в отношении прогнозов и комментариев.
Людмила, пострадавший от кризиса издатель:
— Как предприниматель кризис почувствовала. Фирму пришлось закрыть из-за того, что предприниматели стали более скрупулезно считать денежки и «прижимать» бюджет на рекламу. В условиях кризиса действует закон естественного отбора: слабые умирают, сильные остаются.
Чтобы узнать, почувствовали ли кризис простые горожане, я посетила мини-рынок «Багульник» и ТЦ «Байкал», где побеседовала с продавцами и покупателями. Продавцы почувствовали кризис – по их словам, покупательная способность братчан упала: покупателей стало меньше, и объемы их покупок сократились. Чаще всего, как выяснилось, люди экономят на мясной продукции, овощах и фруктах. Но, как ни странно, люди не стали экономить на алкоголе, сигаретах и сладком – здесь продажи, по словам продавцов, практически не сократились.
Почувствовали кризис и продавцы промышленных товаров и одежды.
Светлана, продавец верхней одежды:
— Если весной обычно торговля у нас шла бойчее, чем в другие сезоны, то этой весной у нас затишье. Видимо, женщины решили в этом году сэкономить на обновках.
Татьяна, продавец женской одежды:
— В последнее время и так-то мало покупали в торговых центрах, потому что можно найти дешевле в интернете и в некоторых эконом-магазинах, а сейчас вообще торговля почти остановилась. Люди стараются сэкономить даже на продуктах, что уж говорить про одежду и обновки.
Юлия, продавец хозтоваров:
— Наши продажи сократились значительно. Неужели люди стали меньше мыться и перестали стирать свои вещи?! Экономят на всем, берут очень мало и выбирают то, что дешевле.
Людмила, продавец отдела игрушек и детской одежды:
— Люди стали реже покупать игрушки. Только к праздникам и покупают. И на одежде стали экономить – ищут, где можно купить подешевле. Многие вообще по объявлениям в газетах стали брать детям «бэушные» вещи.
Опрос покупателей дал противоречивые результаты: одни кризис почувствовали, другие не заметили никаких изменений.
Галина Петровна, пенсионерка:
— Продукты подорожали. Абонентский ящик на почте слишком дорогой стал. На капремонт взнос непосильный. Делаешь все платежи, и от немаленькой пенсии остается на жизнь на весь месяц буквально 2—3 тысячи. Это на два похода в магазин за самым необходимым.
Перестала ходить в театр, на платные концерты, почти не покупаю фрукты. Самое необходимое — крупы, овощи, хлеб, молоко и молочные продукты. Мясо практически не покупаю, редко рыбу или курицу беру. Хотя мне, как диабетику, необходимо мясо ежедневно.
Наталья, 35 лет:
— Почувствовала только эмоционально. Раздражает накрутка паники. Денег как не было — так и нет!
Владислав. 25 лет:
— Кризис — это для богатых. А у меня все спокойно в этом плане. Если честно, пока не понял. Живу как обычно. Ем, сплю, работаю... Пока все нормально.
Удивительно, что многие из опрошенных и моих знакомых ждут с некоторой надеждой, что рубль обвалится, и причина тому – кредиты, по которым надо платить даже в кризис. Видимо, у людей в памяти отложилось, как в свое время, в начале 90-х, бразовцы, купившие квартиры в кредит, рассчитались по ним после случившего тогда обвала рубля буквально за два месяца.
Ольга Артюхова, «Вечерний Братск»