Губернатор Сергей Ерощенко внес в Заксобрание проект бюджета на 2015 год. Основные параметры: доходы — 98,8 млрд рублей, расходы — 109 млрд рублей, дефицит — 10,2 млрд рублей. То есть уже на старте главный финансовый документ региона имеет дефицит более 10 процентов.
С большой долей вероятности на протяжении 2015 года эти цифры будут значительно скорректированы. Как правило, от квартала к кварталу региональный бюджет корректируется по всем статьям, причем, в сторону увеличения. Это касается не только доходов, но и расходов, и, дефицита.
Для понимания разницы. На старте первых чтений осенью 2012 года бюджет Иркутской области на 2013 год имел следующие показатели: доходы — 86,1 млрд рублей, расходы — 88 млрд рублей, дефицит — около 2 млрд рублей (2,5 процента). Однако в окончательной редакции, принятой в декабре 2013 года (т.е. по итогам финансового цикла) бюджет изменился разительно. Доходы составили — 89,4 млрд рублей, расходы — 112 млрд рублей, дефицит вырос до баснословных 23 млрд рублей (25,7 процента).
О чем это говорит? Начало финансового года и его конец — две большие разницы.
Также полезно сравнить бюджетные показатели в динамике. Берем итоговые цифры бюджетов за последние четыре года.
— 2011 год. Доходы — 89,6 млрд рублей, расходы — 82 млрд рублей, профицит — 7,6 млрд рублей (8,4 процента).
— 2012 год. Доходы — 99,1 млрд рублей, расходы — 92,9 млрд рублей, профицит — 6,2 млрд рублей (6 процентов).
— 2013 год. Доходы — 89,4 млрд рублей, расходы — 112 млрд рублей, дефицит — 23 млрд рублей (25,7 процента).
— 2014 год. Доходы — 100 млрд рублей, расходы — 115 млрд рублей, дефицит — 14,9 млрд рублей (15 процентов).
То есть с одной стороны стартовый бюджет на 2015 год выглядит собранней и подтянутей бюджетов за 2013—14 года, но в тоже время заметно сдает по сравнению с бюджетами 2011—12 годов.
Встает вопрос — как и почему случился такой перелом от профицитных бюджетов к резко дефицитным? Ответ имеет три головы.
Во-первых, сказалось общее торможение российской экономики. Об этом много и хорошо пишут авторитетные федеральные издания. Повторяться не будем.
Во-вторых, для Иркутской области — ресурсного, добывающего региона - фатальным оказалось резкое снижение поступления налога на прибыль организаций. На фоне вялотекущего, общероссийского кризиса крупнейшие налогоплательщики региона, те самые Финансово-промышленные группы (ФПГ) достаточно быстро снизили объемы выплат в местный бюджет. В среднем экономика теряет около 8—10 млрд рублей налогов на каждый финансовый год.
В-третьих, и главных — социальные обязательства стали неподъемным грузом для иркутского бюджета. Да, речь про «майские указы» Владимира Путина и сопутствующие им гигантские траты. Уже cейчас бюджет искусственно и совершенно чудовищно искажен — совокупная «социалка» составляет 70—75 процентов всех расходов областной казны. Это нездоровая ситуация. Мягко говоря.
Если коротко — цена на содержание бюджетников/чиновников растет неадекватно рыночной ситуации. Экономика падает, налоговая база снижается, бизнес стагнирует — а мы все повышаем и повышаем социальные выплаты. Худший пример необдуманной и популистской бюджетной политики в авторитарной, сырьевой державе. Дорога в никуда.
При этом останавливаться никто по видимому не собирается. Так в 2015 году на повышение заработной платы бюджетников собираются потратить более 2,5 млрд рублей. Львиная доля формируемого бюджета — различные государственные, социальные программы, направленные на «поддержку» и «спасение»: по программе «Развитие образования — 600,6 млн рублей; по программе «Социальная поддержка населения»— 26,5 млн рублей; по программе «Развитие культуры» — 30 млн рублей; по программе «Развитие здравоохранения» — 406,2 млн рублей; по программе «Развитие физической культуры и спорта» — 158,5 млн. рублей; по программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на трехлетний период — около 681 млн рублей.
В этом бюджете практически нет инвестиционной составляющей. Нет развития и стратегического видения региональной экономики.
Еще один важный момент, который стоит упомянуть — провальный бюджет 2013 года удалось задним числом выправить за счет траты областного Резервного фонда и увеличения регионального госдолга, который по итогам года вырос до 8,3 млрд рублей. В 2014 году таких объемных корректировок не проводилась, в результате чего в областной экономике наметился очевидный спад.
Констатируем — без масштабного сокращения непомерных социальных обязательств и заметного наращивания госдолга сбалансировать областной бюджет не удастся. Покамест иркутское Правительство не демонстрирует явного желания прибегать ни к первому, ни ко второму. Следовательно, экономика Прибайкалья в обозримом будущем (2015—16 года) будет дефицитной, социально-ориентированной и, в целом, депрессивной.
Это печально. Особенно на фоне макроэкономических факторов: галопирующего ослабления рубля, роста инфляции и цен на все группы товаров, снижения покупательной способности населения в следствии падения реальных доходов, опасно высокой закредитованности бизнеса и граждан в виду растущих ставок рефинансирования и т.д. и т.п.
Вторя индустриализация, газификация? Ребята, давайте говорить честно — экономика Иркутской области в глубокой жо, выхода из которой пока не видно. Здесь нет никакой политики. Просто факты.
Напомним, проект бюджета Иркутской области на 2015 год и плановый период 2016—17 годов будет рассмотрен в первом чтении на сессии Заксобрания 12 ноября 2014 года.
Леонид Федоров, Бабр.Ру