24–26 июня в Иркутске пройдет третий фестиваль искусств «Культурная столица». В заключительный день фестиваля на концертной площадке острова Юность состоится круглый стол с участием губернатора Иркутской области Сергея Левченко. Ведущим выступит известный режиссер, писатель, драматург, телеведущий Андрей Максимов. По инициативе главы региона здесь обсудят перспективы организации более широкого мероприятия — Международного культурного форума. О планах и перспективах «Байкальским вестям» рассказал один из основателей и идеологов «Культурной столицы» Андрей Швайкин.
Логотип фестиваля «Культурная столица»
— Когда три года назад мы с [организатором и соавтором фестиваля] Толей [Анатолием Борозненко] придумывали «Культурную столицу» как мостик между Западом и Востоком, то уже изначально видели нечто более глобальное. Иркутск и регион настолько удобно расположены, включая Байкал, что возможно слияние культур и в более широком масштабе. В мировом масштабе. В итоге к третьему фестивалю не только мы пришли к выводу, что форум с рабочим названием «Байкал-Тотем» (тотем — как хранитель и покровитель) имеет право появиться и жить. Просто обязан появиться и жить. В этом отношении и наша область, и мы, сибиряки, уникальны. Безбашенные, что называется.
Смотрите, у истоков «Культурной столицы» — инфраструктурный бизнес, крупнейшая энергетическая компания «ЕвроСибЭнерго» — здесь я курирую социальные проекты. Первый фестиваль поддержал Виктор Кондрашов, будучи мэром Иркутска. Убеждать не пришлось, идею поддержал безоговорочно, она стала обсуждаемой фишкой ко Дню города. О чем-то говорит. Со вторым фестивалем сложнее, но энергетики выручили и в кризис. Третий фестиваль — победа небезразличия и государственно-частного партнерства. Потому и в рост, потому и форум. Я не могу говорить за губернатора, но думаю, что Сергей Георгиевич не просто увидел серьезный потенциал глазами главы региона — как репутационный для области, так и экономический (последнее, например, мы только предполагали, творческие же люди), но и глубоко прочувствовал саму суть проблемы. А это из сферы идеологии. Ведь Байкал сегодня знают как место, куда можно поехать «один раз увидеть», в ограниченное время летом, как зону экологического бедствия, какое-то географическое или физическое понятие. Очень холодно, например. Мирового бренда, как такового, нет. И вот если начать создавать этот бренд по-людски, не от экономики, географии, а от первоистоков — от духовного содержания, тогда прицепятся и туризм, и бизнес. Решится проблема Байкальска, в частности. Мы в это верим. И «шаманы» с нами.
А фестиваль растет, развивается, мы чему-то учимся. Раньше, например, выставку ломографии [одного из направлений в художественной фотографии] мы делали в галереях, музеях. Сейчас разместили в аэропорту, что вызвало огромный интерес. В этой связи нас, как организаторов, очень удивил один момент. Приятно удивил. Мы обязаны были спросить у губернатора: «Вот тут будут концерты, здесь — гости. Где поставим вип-трибуны?». А он отвечает: «Зачем? У вас же идея — открытая площадка. Какие такие вип-трибуны?». Везде — полная доступность для всех, нет здесь чиновника, политика и нет рядового зрителя.
Поэтому и круглый стол, который презентует идею культурного форума, проводится на открытой площадке. Это правильно — обсудить с неравнодушной общественностью и с теми, кто создает искусство, как может выглядеть форум, как он будет работать. В чем его ценность? Что собой представляет современная культура? В чем ее отличие от шоу-бизнеса? Деградируем ли мы как ценители искусства или, напротив, стали слишком разборчивыми? Очень важно услышать мнение людей и заручиться их поддержкой.
При этом Сергей Георгиевич продвинул идею форума и в протокольном плане: он написал письмо в Министерство культуры РФ, и оттуда пришел официальный ответ о поддержке. Ждут концепцию форума и предлагают провести его презентацию на Санкт-Петербургском культурном форуме в декабре 2016 года. Область будет делать презентацию на Деловой площадке СПКФ. Готовимся и по творческой части. Параллельно проходим цепочку обсуждений — согласований — презентаций, и в следующем году будем готовы провести I Международный культурный форум на Байкале.
Сам круглый стол будет вести Андрей Максимов — известный режиссер, писатель, ведущий передачи «Наблюдатель» на телеканале «Культура». Повторюсь, круглый стол, как и все площадки фестиваля, абсолютно открыт. За столом соберутся эксперты: губернатор Сергей Левченко, Денис Рубин — программный директор музея современного искусства «Эрарта» и в этом году — режиссер фестиваля «Культурная столица», Алексей Петров — заместитель декана исторического факультета ИГУ, руководитель и организатор многих творческих проектов, художник Дмитрий Шагин — как представитель питерского андеграунда со своим видением. Буду и я — в качестве одного из организаторов и инициаторов форума, как писатель. Вот такая солянка с точки зрения политики. Коммунисты, либералы, почти анархисты. Но здесь — вне политики. Политика форуму не нужна.
А на трибунах будут сидеть люди, с которыми Андрей Максимов в основном и собирается вести диалог. Толя Борозненко — замечательный автор-исполнитель, художник, очень светлый человек, творческий партнер по фестивалю, форуму, наши союзники, наши гости, все представители культурного сообщества — начиная от представителей домов культуры области, которые приедут на фестиваль, и заканчивая творческой интеллигенцией Иркутска. Условно посчитали: трибуна вмещает 150–200 человек.
— Губернатор представит концепцию форума, а дальше — воля ведущего. Мы специально не готовим аудиторию. И очень хорошо, что сейчас заранее озвучиваем некоторые темы (опять же исключительно с колокольни организаторов, не протокольно). Вопросы, конечно, будут достаточно острые. Начиная, разумеется, с «Зачем нужен очередной форум?» И все мы — и инициаторы, и участники — должны внятно на него ответить, объяснить — в чем ценность? На наш взгляд, очевидно: Байкал, как уникальный духовный бренд, объединит культуры Востока и Запада. С точки зрения геополитики появление культурного форума в центре страны — это еще и стратегия. Безопасность, если хотите. Страна, имеющая в своем сердце генерацию мировой культуры, просто неуязвима.
Должны будем ответить на вопрос, что такое вообще современная культура. Сползаем мы в примитивизм или еще сохранили где-то в сердцах дух классики? Развивается культура в соответствии с тем, что нужно народу, как ее потребителю, или культура живет по своим законам? Важные вопросы, мы все должны понимать: «А для кого это?» Есть культура и есть шоу-бизнес, условно — Денис Мацуев и Стас Михайлов. Обязательно будем говорить о том, каковы формы поддержки культуры и какова достаточность. Вот как определить: этому дать рубль, а тому — десять? А рок-культура вообще живет сама по себе, и некоторые ее представители — весьма успешно. Если поддерживать талантливых, то кто сказал, что вот этот человек не талантлив?
Поэтому и вопросы меценатства встанут. Мне понравился термин Марины Левады [руководителя фонда «Наследие иркутских меценатов»]: культура меценатства. О ней поговорим. Сегодня меценатство в России — это дать 5 тысяч детскому дому и на 40 тысяч организовать фуршет. Бренды бегут поперек паровоза. А если вспомнить традиции России, то вряд ли Третьяков или Мамонтов себя пиарили. Сложно говорить об искренности меценатства, когда под шедеврами висят лейблы. Сначала двигаем бренд, а после вспоминаем о культуре. В корне неверная вещь. Давайте сначала сделаем доброе дело, которое будут ценить люди искусства и его почитатели, а потом уже говорить об уважении и известности. Только так. Вопросы тонкие, деликатные, но поднимать их мы просто обязаны...
Как вообще видится структура форума? Основные площадки — Байкальск, БЦБК, Иркутск — как ворота на Байкал. Ведь и фестиваль «Культурная столица» никуда не денется, он будет приветствовать гостей и участников. Мы надеемся, что многие выдающиеся деятели искусств, равно как и будущие гении, именно здесь впервые представят свои творческие проекты, а потом они пойдут по всей России и по миру. Под брендом Байкала. Так правильно. Тогда и зазвучат с уважением и «Саввы Мамонтовы», и «Павлы Третьяковы». И «народное достояние» вместе с ними.
В общем, будем опираться на мнение общественности. Может быть, концепция форума расширится, а может, и, наоборот, сузится. Пока предполагается пять условных площадок. Культурная, как таковая, или «Территория свободного творчества», призванная аккумулировать все передовые достижения в области искусств, культуры, интересные проекты, творческие начинания... Есть, например, идея создания детского духового оркестра на базе детского лагеря, предложенная Сергеем Поляничко — руководителем государственного духового оркестра. Мы его увидим на нашей площадке 24 июня в качестве дирижера уникального рогового оркестра в совместной программе с Губернаторским симфоническим оркестром. Тема поддерживается Минкультом РФ. Знаю, что проект будет обсуждаться с Сергеем Георгиевичем. Есть и другие точечные проекты. Глава региона наверняка их озвучит...
Вообще, хотелось бы на творческой площадке найти какие-то механизмы экономической поддержки культуры: в виде дотаций, субсидий. Я, в частности, в идеале видел бы свободную от налогов территорию для деятелей культуры. И не такие уж мечты. Примеров много в разных странах. То есть человек, например, создает на Байкале свое «Переделкино», творческую дачу, куда будут приезжать известные люди или начинающие авторы и творить. Почему бы зачинателя откровенно благого дела не поддержать на уровне государственной политики? Или организация галерей — безумно затратная вещь. А представьте, если расщедримся на преференции, то на Байкале можно собирать картины, предметы искусства со всего мира и проводить аукционы. Заработают в итоге и бюджет, и творцы.
В этой связи отдельным направлением форума могло бы стать создание каких-то экологических, эстетических мини-производств, сопутствующих культуре. Например, в России большая проблема с теми же духовыми инструментами. Последний завод был в Санкт-Петербурге, он закрылся, и мастеров мы своих растеряли. А когда-то это все равно надо возрождать, а потребителей у такого завода... — одна армия с ее оркестрами. Почему об этом не подумать? Созвучно даже: дух Байкала и духовые инструменты. Можно порассуждать и о каком-то стекольном заводе, они исторически в области были, о керамике. Все это — эстетическое производства.
Сюда же подключается тема культурного туризма, который неизбежно будет развиваться при актуализации культуры, современного искусства. Это некий новый взгляд на туризм. Естественно, надо говорить и об экологии. Никуда не денемся. Если Байкал — чистота духовная, то необходимо о ней заботиться. Байкал пострадал от БЦБК, от нашего мусора. Почему бы на площадке форума раз в год не собирать передовые экологические проекты, технологии? Представлять их, продвигать. Здесь сам бренд «чистоты Байкала» работает, а не спирогира.
И пятое направление — видение решения проблемы БЦБК. Прочитав внимательно современный закон о Байкале, можно понять, что никакие производства на этой площадке создать нельзя, вообще ничего нельзя с БЦБК сделать. Кроме одного: почему бы комбинат или хотя бы какую-то его часть не отдать под объекты культурной, рекреационной инфраструктуры? Это концертные залы, галереи. Площади огромные. А если будут экономические преференции для творческих людей — почему бы это не раскрутить? Или вот, только что пришло ум. Почему не сделать Байкальскую киностудию и не сдавать в аренду тому же Голливуду? Появилась же у Кемерона идея что-то снять на Байкале, но так и почила. Нет инфраструктуры. А можно было бы прибыль для области получить? Или... Или... Безумие? А с чего безумие? Если губернатор, бизнес, деятели культуры, общественность готовы за одним круглым столом обсуждать будущее страны.
— Уверен, если создать инфраструктуру для творческих людей — они будут на Байкале задерживаться, будут творить, создавая шедевры миру и репутацию региону. Получится этакий стратегический культурный буфер в центре страны, соединяющий Восток и Запад. Губернатор, как представитель власти и как гражданин, свое слово сказал. Не сомневаюсь, что перспективы оценит и бизнес. И особенно в части открытости площадок форума.
Ведь и для фестиваля мы изначально взяли за основу советскую идею «Культуру — в массы!» и до сих пор уверены: очень хорошая идея, как никогда именно сегодня актуальная. Могут быть споры, должна ли культура быть замкнутой, защищать себя, но для меня эти споры разбиваются об один простой факт: в свое время в СССР ликвидировали безграмотность за какое-то десятилетие. Именно продвижением знания, культуры в народ. Именно поэтому мы стали великой и в научном, и в культурном смысле державой. А сегодня мы закрываем культуру от народа. Эфирной пошлостью и кошельком. Билет на «великих» стоит от нескольких тысяч рублей. Или вот, недавно были в Петергофе. Доехать туда-обратно на «Метеоре» — тысяча четыреста. На носу, кстати, теперь в этом обычном водяном трамвае не посидеть — вип-места. Билет на территорию — еще четыреста пятьдесят. Это за «погулять». Хочешь зайти во дворцы, беседки — еще пара-тройка тысяч. Покушать надо, угостить — еще пара. Белки орешки вымогают (в доле, видимо) — еще полтинник. Ребятня-то требует покормить. Такой необременительный бизнес на камнях истории. Понятно, что студенты туда едут с бутербродами «раз в жизни», как в Париж. Про пенсионеров вообще молчу. Да, есть льготы, но на фоне всего остального — это издевательство. Культурный садизм. А ведь всем миром восстанавливали Петергоф после варваров. Война не закончилась, а уже в 44-м дворцы по кирпичику собирали. В 47-м знаменитый фонтан пустили. Теперь же доступ к истинному народному достоянию ограничен рублем. Вот это я называю «культурным свинством». Надо об этом говорить? Надо! Это, увы, процветает повсеместно. Но, к чести Иркутской области, на свое у нас цены невысокие. Правильно. Остальное великая страна, если она великая, должна компенсировать своему народу. Это же элементарное уважение к людям, забота о будущих поколениях.
Вот потому мы и проповедуем искусство исключительно на открытых площадках, только свободный доступ. Потому и рассчитываем на поддержку Министерства культуры РФ, на поддержку области и города, на меценатов. Давайте зарабатывать после, когда получим культурный продукт («продукт» — это специально для эффективных менеджеров, без обид). А пока — надо дать этому жить.
Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести»