Судья Арбитражного суда Иркутской области, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник судебной системы Наталья Бучнева публично высказалась об объединении Высшего и Высшего Арбитражного судов. По ее мнению, молчание судейского сообщества по поводу законов, регулирующих их деятельность, недостойно и неконструктивно. А процесс объединения судов, кажущийся радикальным, в действительности стал естественным продолжением судебной политики, проводимой государством в последние годы.
В 90-х годах успешно реализовывалась идея дифференциации форм правосудия, считает Наталья Бучнева. Это выразилось в создании трех обособленных систем судов: Конституционного суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Первым актом, закрепившим гарантии независимости, стал закон «О статусе судей Российской Федерации», принятый летом 1992 года. Статус судьи строится на нескольких принципах, в том числе принцип единства статуса и принцип несменяемости. На их примере можно проследить, какому выхолащиванию подвергся судейский статус в конечном итоге.
По ее мнению, все началось с поправок 1993 года, когда судьям установили пятилетний испытательный срок с возможностью избрания по его окончании без ограничения срока полномочий. Процедура переназначения стала зависеть от субъективной позиции председателя суда, в котором работает испытуемый. В 2009 году испытательный срок исключили вовсе, оставив срочными лишь полномочия мировых судей. Но к тому времени судебная система проработала в режиме испытаний при приеме на работу уже 16 лет.
По мнению иркутского судьи, не менее значимыми стали принятые в декабре 2012 году поправки, установившие новый порядок присвоения судьям квалификационных классов. Ранее квалифицированный судья мог иметь и первый, и даже высший квалификационный классы, что служило особым признаком его профессионального признания. Теперь такой возможности нет, а категория «высококвалифицированный судья» вообще исчезла. Также произойдет и понижение квалификационных классов большинства судей. Это вызвано абсолютной привязкой классов к звену судебной системы. Например, если в случае перехода на работу в районный суд вместо первого класса получит пятый, ведь по новым правилам у судьи районного суда квалификационный класс не может быть выше пятого.
Но еще более существенным посягательством на статус судьи стало принятие ряда законов, пошатнувших конституционный принцип единства данного статуса, считает судья Иркутского арбитражного суда. В 2009 году председатель Конституционного суда и его заместители были наделены возможностью пребывать в должности неограниченное количество сроков подряд. На руководителей же ВС РФ и ВАС РФ данные поправки не распространялись. В ноябре 2010 года для председателя КС РФ отменяются ограничения по возрасту, притом, что для всех остальных судей соответствующие ограничения сохранены. Их возраст не может превышать 70 лет.
Описанные поправки привели к появлению в нашем государстве судей «второго сорта». Причем осталось неясным, чем они хуже судей «первого сорта», для которых не существует ограничений по возрасту и количеству сроков пребывания в руководящей должности, считает Наталья Бучнева.
В этом контексте инициатива объединения ВС и ВАС выглядит закономерной, пишет судья. В условиях отказа от фундаментальных оснований концепции судебной реформы 1991 года появление такой инициативы было лишь вопросом времени.
По словам Натальи Бучневой, новый Верховный суд может создаваться два, три или даже пять лет и все это время полномочия высшей судебной инстанции по экономическим спорам будет осуществлять ВС РФ, о судьбе аппарата ВАС РФ законопроект молчит.