Разумеется, каждый человек — неповторимая индивидуальность. Но все же есть определенный типаж, общность, сходство биографий, привычек, мировоззрения. И в этом отношении новый, седьмой по счету, губернатор Иркутской области не похож на своих предшественников. Не предвосхищая дальнейшие события, а следовательно, не ставя «минус» предыдущим губернаторам и не превознося нового главу региона, можно сказать именно так — не похож.
Правда, Юрий Ножиков и Борис Говорин в этих сравнениях ближе к Сергею Левченко, чем остальные. И Ножиков, и Говорин к моменту их избрания (тоже избрания, а не назначения!) на губернаторскую должность уже имели опыт работы на руководящих должностях (хотя и не одинаковый) в Иркутской области, а также, что не менее важно, широкую общественную известность. Но остальное скорее не совпадает.
Так, Ножиков не находился в оппозиции к действующей власти столь длительное время, как Левченко, — более двадцати лет.
К тому же оппозиционность Ножикова, куда входила и столь яркая страница, как сопротивление путчистам в августе 1991-го, была все же изнутри действующей власти, в рамках КПСС. А затем последовала региональная фронда президенту Ельцину, но опять же с поддержкой кандидатуры Ельцина на выборах 1996 года. Что касается Говорина, то его оппозиционность (но тоже при властных регалиях) свелась только к августу 1991-го.
Напротив, Левченко состоял в оппозиции официальной (КПРФ), всегда конкурировал с «Единой Россией», никогда не поддерживал на президентских выборах действующего главу государства. То есть перед нами в полной мере оппозиция, однако — и это уже сходство с Ножиковым — оппозиция тоже системная, во многом конструктивная, а не маргинальная, «подзаборная».
Ножиков принимал участие в губернаторских выборах один раз, в 1994 году, причем в должности главы региона. Однако за плечами Ножикова были и острые, конкурентные выборы народных депутатов СССР и председателя Иркутского облисполкома в 1990 году.
Говорин, выиграв легкие выборы мэра Иркутска в 1994 году, затем успешно прошел три тура губернаторских выборов — один в 1997 году и два в 2001-м. Впрочем, последний успех был очень трудным и даже сомнительным. Все три раза второе место занимал Сергей Левченко, причем с нарастающим результатом.
Но даже на фоне Ножикова и Говорина Левченко смотрится ветераном предвыборных баталий: более десятка избирательных кампаний в Государственную думу и Законодательное собрание Иркутской области плюс — наиболее впечатляющий показатель, своеобразный политический рекорд Прибайкалья — пять туров губернаторских выборов. Четыре раза второе место, и вот наконец победа. Проценты голосов (округленно, без десятых): 19 в 1997 году, 24 и 45 в двух турах 2001 года, 36 и 56 процентов в 2015-м. Иными словами, долгое восхождение, причем прилюдно, на глазах у всех, через народную поддержку, а не тайно, за кулисами, по итогам непубличных соглашений.
Кроме того, опыт депутатской работы, причем на постоянной, освобожденной основе — как на федеральном, так и на областном уровне, у Левченко намного больше, чем у Ножикова и Говорина. К тому же они совмещали депутатский статус с основными, административными обязанностями, а Говорин вообще никогда не был депутатом федерального уровня. Правда, у Левченко меньше, чем у Ножикова, опыт управления крупными предприятиями, а Говорин «круче» в руководстве большим городом. Но в целом «служебный букет» Сергея Левченко полнее, чем у двух его предшественников, ставших губернаторами через прямые выборы: тут и хозяйственная, и административная, и партийная, и депутатская работа... Символично, что даже в спорте Левченко — кандидат в мастера не по отдельному виду, а по легкоатлетическому десятиборью. Комплексный подход налицо.
А уж с остальными — Александром Тишаниным, Игорем Есиповским, Дмитрием Мезенцевым и Сергеем Ерощенко — разница вообще разительная. Их не избирали на прямых выборах, а, по существу, назначил президент (т. н. наделение полномочиями на сессии Законодательного собрания — не в счет). Глава государства — фигура, конечно, значимая, но его решение и прямые выборы — не одно и то же. Да и сфера их предыдущей деятельности была, как правило, единственной — хозяйственная (частный или государственный бизнес). Исключением стал Мезенцев, но и в его биографии, как уже сказано, меньше страниц, чем у Левченко (превосходством, хотя и немалым, можно считать только определенную приближенность Мезенцева к Путину).
Дальше — больше. Если Левченко в политике давно, причем в полном объеме испытал на себе воздействие административного ресурса, то остальные губернаторы (и, прежде всего, «назначенцы») всегда были при власти: во власти, рядом с властью, недалеко от власти. Но никогда — против власти. Опять же это не обязательно похвала Левченко (хотя его последовательность, неподверженность конъюнктуре налицо) и упрек остальным. Просто, как уже сказано, Левченко — другой. Что для одних совершенно внове или вообще незнакомо, а поэтому выводит из равновесия (скажем, закрытые перед тобой двери клуба, вуза или завода, недопущение в телеэфир или резкая, подчас несправедливая критика в СМИ, а то и откровенное «мочилово»), то для Левченко — привычное дело. Как говорится, ни один мускул на лице не дрогнет. Это не значит, что новый губернатор не обращает внимания на критику. Однако реакция на нее всегда была адекватной.
Не менее важно, что Тишанин, Есиповский, Мезенцев и Ерощенко до своего назначения на губернаторскую должность не были широко известны в Иркутской области. По существу, их назначение было неожиданным для большинства. Правда, Ерощенко имел определенный вес в бизнес-кругах, а Мезенцев уже семь лет представлял интересы Прибайкалья в верхней палате российского парламента — Совете федерации. Но в нашем регионе они не были публично раскручены и ни разу не баллотировались на выборах. Исключением, причем позже, через три года губернаторства, стал Ерощенко, однако известно, к чему это привело... Левченко же перед нашими глазами уже третий десяток лет.
Вообще, биография и образ Сергея Левченко таят в себе несколько парадоксов. Во-первых, он, с одной стороны, функционер, партийный секретарь КПРФ с многолетним стажем. Но, с другой, ближе к стандартам публичного политика, чем любой из его предшественников в должности иркутского губернатора, за исключением (и то с оговорками) Юрия Ножикова. А публичный политик, постоянно участвующий в выборах, причем не только выигрывающий, но и проигрывающий их (а такое у Левченко тоже бывало) — это достояние, прежде всего, западной демократии. Как это ни парадоксально для губернатора-коммуниста.
Следующий парадокс. Левченко видит положительные стороны в деятельности Сталина, хотя и не считает ее безупречной. Кстати, многократная трансляция этого факта по областному телевидению на периферийные территории области («глубинку») была громадной ошибкой штаба Сергея Ерощенко, позволившей Левченко усилить свои позиции в предвыборной гонке... руками конкурента. За пределами крупных городов у Сталина гораздо больше сторонников, чем противников, к тому же «наезд» был явно с перебором: «Сталин хуже Гитлера!» И это в год 70-летия Победы!
Так вот, симпатии к Сталину сочетаются у Левченко с твердым намерением расширить в Иркутской области пространство политических свобод и свободы слова. И вряд ли это пустые слова. Как уже сказано, новый губернатор на собственном опыте знает, что такое быть в оппозиции и какое зло порой несет административный ресурс. К тому же база поддержки Левченко выходит далеко за границы КПРФ, а значит, учет различных мнений ему необходим. Наконец, у Левченко просто не будет столь мощного административного ресурса, как у предшественников. Судите сами: везде — в областном парламенте, среди мэров, в муниципальных думах — большинство у «Единой России», причем с выходом на федеральный уровень. Так что губернаторский ресурс и ресурс «ЕР» теперь абсолютно не совпадают. Таким образом, монополии нет, и свободы будет больше, чем прежде. Главное, чтобы свобода послужила во благо, а не во вред. Но для этого оба ресурса должны сотрудничать, а не воевать. И если конкурировать, то на цивилизованно-договорной основе.
И еще парадокс. «Он человек принципиальный, но при этом неконфликтный, а эти качества ценны по отдельности, но особо ценны и чрезвычайно редки в сочетании» — такая оценка в адрес Сергея Левченко прозвучала из уст одного из давно знающих его людей. Если эта оценка подтвердится, то губернатор, не похожий на своих предшественников, сможет сделать для Иркутской области действительно многое.
Перечисленные парадоксы — это не безделушки из рубрики «удивительное рядом». Перед нами очень важные, функциональные обстоятельства, позволяющие Сергею Левченко опираться на разные и даже противоположные по своим взглядам группы избирателей. Опираться политическими методами, без административного ресурса.
Может показаться странным, но только на первый взгляд, что в завершение упоминается Сергей Ерощенко. Добившись проведения досрочных выборов, он проиграл их. Налицо драматизм ситуации, тем более что для современной России, где «всё решено», она, без преувеличения, уникальна. Но вклад Ерощенко в историю Прибайкалья уже не повторит никто: благодаря его поражению у нас в регионе впервые произошла смена власти, причем демократическим путем, через всенародные выборы. Иркутская область продолжает идти к политической зрелости, и в этом отношении наш регион — один из передовых (если не самый передовой) в России.
Возможно, Сергею Ерощенко от этого вклада ни холодно ни жарко и он планировал другое развитие событий. История, однако, не спрашивает своих персонажей, а ставит им оценки самостоятельно. И тем более логично, хотя опять-таки и парадоксально, что на смену непубличному (и такому обычному для нынешней власти) Сергею Владимировичу пришел самый опытный политик Иркутской области, признанный лидер объединенной оппозиции Сергей Георгиевич, столь непохожий и нетипичный. Пришел благодаря народу и вопреки областной власти, во главе которой и в сотрудничестве с которой ему предстоит большая и трудная работа.
Юрий Пронин, «Байкальские вести»