Подходит к концу «пятилетка» мэра Иркутска Виктора Кондрашова, которая, безусловно, войдет в историю города как романтическая «пора больших надежд». Надежд, которые иркутяне связывали с новым «неформатным» и выбивающимся из общего ряда «унылых управленцев» градоначальником — обаятельным и современным Виктором Ивановичем Кондрашовым.
Заявка на изменения была мощной: мэр до конца своего срока обещал окончательно решить проблему с детсадами, навести порядок в сфере пассажирского транспорта, снести «Шанхайку», украсить город новыми скверами и скульптурами, провести карнавал и активно привлекать горожан к управлению Иркутском. Что-то из этого удалось сделать, а что-то — нет. Чем запомнится пятилетний срок Виктора Кондрашова на посту мэра, попытались оценить наши эксперты. Предваряя выводы наблюдателей, мы все же напомним о некоторых наиболее ярких фактах из этого периода.
Во-первых, следует вспомнить обстоятельства прихода Виктора Кондрашова к управлению городом. В 2009 году губернатор Дмитрий Мезенцев мягко «спровадил» в Совет Федерации действующего на тот момент мэра Иркутска Владимира Якубовского, досиживавшего на городе третий срок. Глава региональной власти собирался глобально навести порядок в Иркутске, «перетряхнув» городскую элиту и отодвинув клан Якубовских. В качестве замены Дмитрию Мезенцеву виделся мэр Братска Сергей Серебренников, которого спешно, под занавес 2009 года, предъявили общественности как преемника и главного кандидата на предстоящих в 2010 году иркутских выборах.
Дальнейшие события разворачивались как драматический спектакль: региональные элиты, традиционно демонстрирующие очередному губернатору, «кто в доме хозяин», разыграли красивую интригу, итогом которой стал провал на выборах кандидата-варяга Серебренникова и избрание на протестной волне Виктора Кондрашова.
Успешный предприниматель, владелец «Такоты» и множества других бизнесов в Иркутске баллотировался на выборах от КПРФ и, судя по всему, побеждать не собирался. Как поговаривали в кулуарах, депутат Законодательного собрания Виктор Кондрашов намеревался «размяться» на мэрских выборах, чтобы в дальнейшем этот задел использовать для прохождения в Госдуму. Однако в силу того, что главный конкурент Серебренникова Антон Романов был снят с выборной гонки по решению суда, фактически голосовать, кроме как за Виктора Кондрашова, было не за кого.
В дальнейшем предвыборный штаб Виктора Ивановича на голубом глазу приписал авторство победы на этих выборах своим политтехнологическим усилиям, однак, на самом деле Кондрашова вынесло наверх протестной волной. Многие голосовавшие за него имя будущего мэра впервые услышали на избирательном участке.
Надо сказать, что неожиданная победа Виктора Кондрашова стала серьезным ударом для губернатора Дмитрия Мезенцева, который тем не менее, сцепив зубы, был вынужден смириться с «волей иркутян».
Новый мэр на своей первой пресс-конференции дал понять, что удивлен победе, которую одержал, не меньше остальных, но, «раз уж так получилось», постарается «вжиться в новую роль». С первых же шагов Виктор Кондрашов продемонстрировал новый стиль управления городом — максимальную открытость, интерактивность, доступность для горожан и... некоторую экстравагантность.
Так, мэр заявил, что намерен заново построить Казанский кафедральный собор на месте здания областного правительства. Обитатели обоих «серых домов» (мэрии и обладминистрации) после этого впали в шок, а общественность и СМИ — в недоумение. В дальнейшем пресс-служба горадминистрации вяло оправдывалась, что «мэра неправильно поняли».
Надо сказать, что Виктор Кондрашов оказался везучим не только в выборной кампании. Поскольку приближался юбилей Иркутска, региональной власти удалось под это дело привлечь из федеральной казны немалые средства, постарались и спонсоры — в итоге в очень короткие сроки (и уже на втором году мэрства Виктора Кондрашова) город заметно преобразился и похорошел.
Однако и мэрия старалась внести свою лепту и решить текущие вопросы. В частности, мэр пообещал, что за время своего пребывания на посту полностью решит проблему дефицита детсадов. Частично эта задача была решена: за время мэрства Виктора Кондрашова в Иркутске открылись 20 новых детских садов на 4168 мест. Взялись городские власти и за проблему общественного транспорта. Так, началась разработка транспортной концепции, которая продолжалась все последующие годы. Периодически объявлялось о разработке новой транспортной схемы города, о планах относительно устройства паркингов, многоуровневых парковок, «перехватывающих» стоянок (с тем, чтобы разгрузить центр города) и так далее. Были и другие интересные инициативы. Так, в 2011 году мэр пообещал, что уже через год иркутяне смогут следить за движением общественного городского транспорта в режиме он-лайн.
Также интересной, но, увы, так и не осуществившейся идеей следует признать инициативу Виктора Кондрашова ремонтировать дороги в Иркутске по заявкам горожан.
Тяжело и долго, но в итоге успешно решился вопрос с переносом «Шанхайки». И хотя многоуровневой парковки и облагораживания территории в этом месте так и не случилось, сам факт того, что проблему удалось сдвинуть с мертвой точки, заслуживает похвалы.
Зато в городе появилось много действительно приятных и уютных мест, новых памятников, уличных скульптур. Правда, и здесь не обошлось без скандала. Так, иркутская общественность была возмущена эстетическими особенностями скульптуры Бабра, под покровом ночи и без всякой торжественности установленной на въезде в 130-й квартал. И даже направила открытое письмо губернатору, мэру и областному прокурору с требованием убрать «годзиллу». Однако потом протест сошел на нет, а горожане постепенно привыкли к когтистому монстру и даже полюбили с ним фотографироваться.
Из негативного, пожалуй, стоит вспомнить пассивную роль мэра в вопросе возвращения исторических названий центральным улицам Иркутска. А также скандальную борьбу мэрии с горностаевой молью, которая в 2012–2013 годах изрядно попортила зеленые насаждения города. При этом на битву со зловредным насекомым были потрачены немалые бюджетные деньги (эффективность этих трат пообещал проверить Следственный комитет).
Так и остался в «полузамороженном» состоянии Центральный парк культуры и отдыха. Как-то выпал этот проект из поля зрения мэра.
Были в эти пять лет скандалы и посерьезнее. Так, 2013 год ознаменовался серией громких увольнений в мэрии Иркутска. Буквально в течение одного месяца из команды Виктора Кондрашова выбыли вице-мэр Иркутска Дмитрий Разумов (по собственной инициативе), заместитель мэра — председатель комитета по социальной политике и культуре Игорь Борисов (после скандала), начальник управления по информационной политике Светлана Мавлюкеева (ушла сама) и заммэра — председатель комитета по градостроительной политике Евгений Девочкин (был уволен под нажимом губернатора в связи с тем, что оказался замешан в сомнительных схемах с городской землей).
Под занавес своего правления мэр отметился еще одной необычной акцией — проверкой на детекторе лжи, заснятой телевизионщиками НТВ. Виктор Кондрашов не побоялся ответить на трудные вопросы и лишь один раз прокололся.
Опрос экспертов показал, что мнения относительно результатов «пятилетки Кондрашова» в чем-то расходятся, а в чем-то едины — так, например, практически все признают, что Виктор Иванович искренне старался сделать жизнь в городе интереснее, ярче и праздничней. Горожанам полюбился большой карнавал, который по инициативе мэра стали проводить в День города. А акция «Эко-логичный Иркутск» стала одной из самых интересных в плане облагораживания городских пространств.
Сергей Шишкин: Мэр остался без «институциональных партнеров»
Как считает председатель Общественной палаты города Иркутска Сергей Шишкин, трудно оценивать работу мэра Иркутска, поскольку такого рода деятельность носит «синтетический» характер:
— Мэр — это и руководитель коллектива, и аккумулятор энергии горожан, и коммуникатор по вертикали власти — то есть он многофункционален. Поэтому давать однозначную оценку невозможно. Степень личного участия мэра в жизни города ограниченна. Свою роль играет и городская дума, и региональная власть, и федеральное участие. Но если по-крупному оценивать, работу Виктора Кондрашова можно признать удовлетворительной. Особенно если учесть, как он пришел во власть и как сложно было новому мэру преодолевать настороженное отношение губернатора Мезенцева. Несмотря на все это, Виктор Кондрашов на приличном уровне вместе с губернатором провел юбилей города.
Второе: нужно учесть политический момент. Он зашел во власть под красными знаменами, а это в переводе на новый политический язык означает, что придется мимикрировать. И мэр был вынужден вступить в «Единую Россию», что было продиктовано логикой политического выживания. Тут он проявил себя достаточно гибко.
Третий (и очень трудный) момент — Кондрашов пришел из бизнеса. А там главное — не благо народа, а прибыль. И это тоже требовало от Кондрашова перелома в менталитете, и я думаю, у него это получилось.
Стоит обратить внимание и на то, что за Кондрашовым не тянется шлейф коррупционных скандалов. Он не «забронзовел» и активно откликался на общественные инициативы, к разным городским проектам привлекал молодежь. Виктору Кондрашову 53 года, не мальчик, мог бы опираться на ровесников, но привлекает к работе молодых людей. Это очень хорошо. В его команде был и возрастной, и гендерный баланс. Вообще, уходящий мэр был неплохим кадровиком — у него есть чутье на людей. Все это несомненные плюсы.
Впрочем, минусов тоже хватает. Диалога с областной властью так и не получилось. Не все просто было и в отношениях с городской думой. И как следствие — он не провел ни одной удачной политической кампании. В Законодательном собрании нет ни одного «человека Кондрашова», а в городской думе — всего лишь один. При этом Виктор Иванович внятно так и не высказался, какая дума ему нужна. Но мэр не может быть индифферентен к таким темам. Мне кажется, это направление было провалено. А потому логично возникает вопрос о политической судьбе самого мэра. Получилось, что Кондрашов остался без институциональных партнеров. И это открыло дорогу для разных конструирований по формированию власти в Иркутске.
Что касается организации работы МУПов, администрации города, аппарата мэра и так далее — не исключаю, что по этому направлению могут прозвучать разные, в том числе и правовые, оценки. Высказывания руководства регионального управления СК РФ по банкротству «Горзеленхоза», тема нарушений в работе «Комбината питания», утекающая неизвестно куда прибыль Центрального рынка и другие подобные темы — все это может как сойти на «нет», так и получить развитие (второе вероятнее). В любом случае преемнику Виктора Ивановича придется как-то восстанавливать репутацию, проведя какую-то ревизию городского хозяйства.
Из достижений мэра я бы назвал решение вопроса с «Шанхайкой» (пусть это только снос, но и это много), строительство детсадов, появление в городе малых архитектурных форм. В этом же ряду появление множества объектов к юбилею Иркутска. Город принарядился.
Но есть и минусы. В частности, транспортный коллапс в Иркутске. Город терпел и терпит неоправданные транспортные страдания. В этой части городские власти не пытались минимизировать неудобства. С точечной застройкой не справились. Город задыхается без парковок и стоянок. Все дворы заставлены машинами, сужены все дорожные полосы в центре города. Где паркоматы? Где многоярусные стоянки? Не думаю, что это так уж сложно было организовать в городе. При этом явный перебор с торговыми площадями.
Ну и в целом некоторая нелогичность в застройке Иркутска. Какой смысл возводить две крупных библиотеки (Молчановку и библиотеку Госуниверситета) рядом? Где новые развязки? По Маратовской как долго рядились, как долго согласовывали пешеходный переход возле «Фортуны». Те же скамейки на Набережной — зачем их убирать на зиму? Разве люди зимой не нуждаются в том, чтобы где-то присесть на прогулке? А гонки дрифтеров по ночному Иркутску — с ревом и шумом. Ведь никто не озаботился тем, чтобы это прекратить, создать площадку, где они могли бы гонять, не мешая горожанам. Все это, конечно, мелочи, но жизнь города как раз из мелочей состоит.
Относительно дальнейшей карьеры уходящего мэра что-то определенное сказать сложно. Но вариант «политического забвения» мне кажется более вероятным.
Юрий Пронин: Позитив перевешивает
Политолог Юрий Пронин, оценивая итоги работы Виктора Кондрашова, отмечает, что обстоятельства его прихода во власть «заложили» многие последующие сложности:
— Дать характеристику этого пятилетия в однозначных тонах мне очень сложно. Были серьезные успехи, были и определенные ошибки, что-то было не сделано, хотя возможность была. Тем не менее позитив перевешивает. Хотя сказывалось то, что приход Кондрашова для многих был неожиданным, в том числе и для него самого. В результате у Кондрашова не было собственной слаженной команды. Тем не менее сделано за пять лет немало. Это показывает и официальный отчёт мэра, и отчеты глав округов.
Однако были и ошибки политического характера, получилась немного грустная концовка. Виктор Иванович не стал активно бороться за сохранение прямых выборов мэра. Тем не менее, судя по тому, что прозвучало в отчете, он был бы не прочь еще поработать. При этом он не держится за должность и действительно неравнодушен к Иркутску. Но активно бороться не стал. Да, это было рискованно, да, у него могли возникнуть дополнительные проблемы, но политика вообще рисковое дело. Кондрашов не стал рисковать. Мне кажется, это ошибка.
Еще один нюанс. Мне кажется, не дело, когда губернатор области не приходит на решающий отчет по пятилетней работе мэра областного центра, как бы он к нему ни относился. При этом не было не только губернатора, но и председателя гордумы Дмитрия Бердникова. У него срочно начались какие-то рейды, словно для них нельзя было найти другого времени. В этом есть какая-то мелочность.
Игорь Широбоков: Человечность как заслуга и слабость
Журналист, публицист и общественный деятель Игорь Широбоков обращает внимание на то, что человечность Виктора Кондрашова, его личностные качества сыграли двоякую роль в его работе на посту мэра:
— Сами выборы Кондрашова — протестные выборы — стали замечательной победой иркутян. Эта победа изначально заложила непреходящий конфликт с областными властями. Все градоначальники обречены воевать с областью. Если вспомнить Говорина, то он воевал с Ножиковым и его командой предельно жестко и непримиримо. А потом, став губернатором, Говорин так же крушил городские власти. В случае с Кондрашовым системное противостояние должно было усугубиться — он был «чужой». Тем не менее, благодаря личностным качествам, публичных скандалов не наблюдалось. И «ручного управления» не было, чиновники мэрии могли проявлять себя. Что чревато порой кадровыми конфузами. Сильным градоначальником был Говорин, его «ручное управление» было жестким и единоличным. В таком же ключе управлял легендарный Салацкий Николай Францевич. Когда он материл капитанов катеров, отгоняя их от плотины, слышно было в Лисихе. Еще запомнился рекламный щит с премьерой драмтеатра на старом рынке: «Требуется лжец». Внизу кто-то жирно подписал: «Возьмите Салацкого». В те времена это была революционная отвага: можно было схлопотать срок на раз-два. Виктор Иванович — он другой, человечного в нём больше, чем у двоих упомянутых персонажей. Это и заслуга, и слабость на таком посту.
Из его достижений я бы назвал снос «Шанхайки», ввод нового моста, строительство детсадов. В актив действующему мэру стоит записать минимизацию точечных застроек, активное малоэтажное строительство, развитие ячеек самоуправления (ТОСы, ТСЖ). Не так уж мало. Правда, горностаевая моль слегка подпортила имидж народного мэра.
Алексей Петров: Он искренне хотел помочь городу
Политолог, замдекана исторического факультета ИГУ Алексей Петров также признается в симпатиях к уходящему градоначальнику и отмечает его безусловно позитивную роль в отношениях городской власти и общественников:
— Я отношусь к той категории людей, которые более позитивно относятся к годам правления Виктора Кондрашова. По роду занятий я больше всего сталкивался с общественно-культурной частью работы мэрии. Здесь, на мой взгляд, всё, что было сделано, было со знаком «плюс». Очень важно, что мэрией было создано НКО, которое занималось работой с общественными инициативами, территориальными общественными управлениями. Как раз на недавнем отчёте мэр говорил о том, что количество ТОСов в городе увеличилось в четыре раза — с 15 до 61. Я сам неоднократно видел, что через эти структуры власть стала ближе к гражданам. Это можно проследить по количеству мероприятий и акций. Было много культурных проектов, часть из которых были связаны с супругой мэра. Это многочисленные музейные выставки под открытым небом, ярмарки общественных инициатив. То есть, если человек хотел как-то проявить себя в культурной сфере, он мог это сделать.
Если говорить о периоде правления Кондрашова в целом, то можно отметить, что город реально изменился. В моих глазах он не стал ни на йоту хуже. Это касается, прежде всего, приведения в порядок внутридворовых территорий. Я много езжу по городу и вижу, что дворы реально стали лучше, а это говорит о том, что были вложены достаточно большие деньги.
Чуть иная ситуация с дорогами. Дороги в Иркутске — явление уникальное, сколько их не ремонтируй, они все равно немного корявые. Но некие потуги в решение вопроса были видны. Стоит также отметить перенос «Шанхайки» из центра города. Как человек, живущий рядом с центром, я обратил внимание, насколько стало просторнее в районе Шанхайского рынка, да и грязи стало поменьше. Мы можем по-разному относиться к проекту группы Алексея Козьмина «Торговая ось», презентованной в конце 2014 года, но создание инициативной группы из специалистов и архитекторов, а также подготовка проекта такой серьезной реконструкции мне кажется очень важными.
Конечно, есть много недоделанного. Проблемой Кондрашова осталась не до конца сформированная команда. Несмотря на то что в администрации были люди, имеющие очень высокий интеллект и профессионализм, команда выстраивалась очень долго — более двух лет.
Еще Виктор Иванович обещал решить вопрос с восстановлением исторических названий шести улиц в центре Иркутска. Он обещал это в 2012 году на комиссии по топонимике. Но у него еще есть время — последняя неделя, в течение которой он работает. Вдруг это произойдет? Такое часто бывает у политиков, когда в последние дни работы они принимают некие человечные решения. В последний день своего правления Михаил Горбачев присвоил знание народных артистов Советского Союза Олегу Янковскому и Алле Пугачевой.
Стоит также отметить, что Кондрашов — первый мэр в истории Иркутска, который уходит в никуда. Борис Говорин ушел на повышение и стал губернатором. Владимир Якубовский был назначен сенатором. Чем будет заниматься с 26 марта 2015 года Виктор Кондрашов — неизвестно. Присутствуя на итоговом отчете мэра, я отметил неподдельное уважение в глазах присутствовавших там людей. Думаю, многие со мной согласятся, что мэр искренне хотел помочь городу.
Максим Зимин: Праздник мыльных пузырей как символ правления
Руководитель проекта «Кто есть кто в Байкальском регионе» Максим Зимин оценивает результаты работы Кондрашова скорее негативно. По мнению эксперта, политиком Виктор Иванович так и не стал, остался бизнесменом:
— Глубоко символично, что свою деятельность на посту мэра Виктор Кондрашов начал с Праздника мыльных пузырей. В итоге его правление оказалось именно таким пузырем, наполненным воздухом, — ничего из обещанного не сделано. Как случайно Виктор Иванович получил власть, так же случайно ее и потерял.
Из хорошего: человек искренне пытался оправдать свое присутствие в должности мэра, все это время у Кондрашова были хорошие рейтинги. Но проявить решительность, когда встал вопрос по сохранению прямых выборов мэра, не смог. Побоялся. Нерешительность, чрезмерная осторожность, даже в чем-то бесхребетность — такой была позиция мэра, который показал себя не политиком, а предпринимателем, который больше радеет не за город, а за интересы своих бизнес-партнеров. В целом эти пять лет мэрия работала на результат определенной группы иркутских бизнесменов.
В отличие от Владимира Якубовского, который смог создать свою рабочую систему управления городом, у Виктора Кондрашова это не получилось. Отдельные группы влияния имели возможность решать какие-то вопросы, но целостной системы не вышло.
Не смог Виктор Иванович привести своих людей и в Гордуму Иркутска, и в ЗС.
Несмотря на то, что легитимность Виктора Кондрашова была подтверждена впечатляющими 62 процентами голосов на выборах, а легитимность Дмитрия Бердникова (если он займет пост мэра, а все к тому идет) приближается к нулю, гораздо больше шансов получить позитивные результаты работы от новой команды, чем по итогам последних пяти лет.
Михаил Васильев: Он был неплохим мэром
Лидер регионального отделения партии «РПР — Парнас» Михаил Васильев позитивно оценивает работу Виктора Кондрашова:
— Думаю, он был неплохим мэром. В рамках обязанностей и полномочий, оставляемых мэрам федеральным и региональным законодательством, он с задачами справлялся. Если бы не эпизод со вступлением в ЕР сразу после победы на выборах, куда он был выдвинут другой партией, впечатление было бы еще лучше.
Сергей Шмидт: Что общего между иркутским мэром и президентом США
Политолог, доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Сергей Шмидт проводит парадоксальную параллель между Виктором Кондрашовым и... президентом США Бараком Обамой:
— Думаю, Виктор Иванович еще долгое время будет оставаться единственным градоначальником в истории Иркутска, с которым граждане связывали мечты. В каком-то смысле он мэр Мечты — мечты о превращении Иркутска из города с солидным историко-культурным прошлым и не очень благополучным настоящим в полноценный современный город XXI века, который был бы интересен не только иркутянам, но и жителям других городов и стран.
Сам публичный стиль Виктора Ивановича — молодой, подтянутый, всегда в хорошей физической форме, в позитивном настроении, красиво и модно одетый, любимый красавицей-женой, не чуждый ярким и современным формам проведения досуга, успешный в бизнесе, настоящий баловень судьбы в политике — порождал надежду на то, что и городу повезет так же, как везет в этой жизни его мэру. Что и городу будет так же комфортно, как комфортно в этой жизни его успешному градоначальнику.
Все эти годы у меня существовала устойчивая ассоциативная связь между Виктором Кондрашовым и американским президентом Бараком Обамой. Схожим образом Америка выбирала Обаму как президента-мечту, который поможет ей избавиться от унылого «бушевского» прошлого и стать новым обществом. Примерно с такими же ожиданиями горожане относились к Кондрашову. С его победой в 2010 году связывались надежды на преодоление гнетущего ощущения второсортности иркутской жизни, избавления от тоски и уныния. Новый мэр и своим стилем жизни, и стилем руководства вполне соответствовал этим ожиданиям. Даже тот слегка комичный момент, что, по сути, первое публичное мероприятие, которое он посетил, был праздник мыльных пузырей, вполне укреплял эти надежды.
Карнавал, обновление городской среды к юбилею Иркутска, интерес мэра к организации городских досуговых пространств, невиданная прежде публичность иркутского градоначальника, его открытость горожанам (в том числе и сетевая) — все это укрепляло наши мечты. Увы. Оказалось, что Иркутск — слишком сложный, проблемный, конфликтный, не побоюсь этого слова, запущенный город, чтобы жизнь в нем было возможно изменить дарящим радость публичным образом градоначальника. Думаю, что не помогла бы и волшебная палочка, о которой мечтал мэр, в чем он не постеснялся признаться в 2011 году на одной из пресс-конференций.
Преобразование иркутской жизни требует устойчивой, системной, скучнейшей административно-хозяйственной работы, для которой мэр мечты все-таки создан не был. Как американцы говорят про президента Обаму: странным президентом оказался Обама — нет у него ни крупных провалов, ни крупных достижений, мечты, связанные с ним, не сбылись, однако, это не порождает какого-либо озлобления в отношении к нему. Так, нечто подобное можно сказать и про мэра Кондрашова. Он принес Иркутску мечту, и он уносит ее с собой. Иркутск ждет тяжелая, скучная работа, которую именуют благоустройством городской жизни. Мечты и праздники закончились. Было хорошо!
ИА «Телеинформ»