... Иркутск
Доллар
Евро

«Золотая» дорога в тупик

На прошлой неделе в Иркутской области разгорелся новый коррупционный скандал. Он связан с дорогостоящей реконструкцией части Байкальского тракта, инициированной губернатором Сергеем Ерощенко. Природоохранная прокуратура и отдел экологии иркутской мэрии выявили масштабное хищение песка и гравия на сумму от 100 до 150 миллионов рублей, которое осуществляет подрядчик строительства.

Прокурорская проверка показала: подрядчик добывал ПГС, не имея на то необходимой лицензии.

Преступники чувствуют свою полную безнаказанность...

А в конце недели в Интернете появился видеоролик, где анонимный работник прокуратуры в обращении к Владимиру Путину заявляет, что к незаконной добыче природных ресурсов причастен первый заместитель председателя регионального правительства Николай Слободчиков. И якобы этот факт «мешает» правоохранительным органам провести объективное расследование.

Дорога в никуда

Реконструкцию 3,9 км Байкальского тракта, которую активно лоббировал губернатор Сергей Ерощенко, многие назвали неоправданно дорогой и бессмысленной. Из федерального и регионального бюджетов на эти цели планируется выделить более полутора миллиардов рублей. И это при том, что эта дорога не имеет стратегического значения и заканчивается тупиком через 60 км, а сам реконструируемый участок совершенно не решает проблемы многочисленных пробок, которые возникают на этом участке. Между тем проект реконструкции был подготовлен, разыгран конкурс, в котором победу одержала скандально известная Дорожная служба Иркутской области. Уже в феврале работы начались и должны будут закончиться в рекордные сроки — воктябре 2015 года.

При этом планируется расширить полотно дороги для четырёх полос и построить две развязки — одну в сторону небольшого посёлка Пивовариха, а другую — в сторону дачного посёлка «Молодёжное».

Сейчас идёт закупка на субподряд 31502229494 на сайте zakupki.gov.ru.

Многие эксперты недоумевали, зачем строить «золотые развязки» туда, где живёт не больше 2–3 тыс. человек, а машин и того меньше. Ведь в городе и области есть более насущные проблемы, на которые не хватает денег. Об этом недавно прямо заявил депутат Госдумы Сергей Тен.

Замысел губернатора и его команды стал понятен, когда публично начали обсуждать изменения в генеральные планы города Иркутска и небольшого Ушаковского муниципального образования (куда входит Пивовариха). Как оказалось, в аккурат там, куда планируются развязки, уже зарезервировано два земельных участка площадью около 800 га под многоэтажное жилищное строительство. Учитывая возникший в Иркутске дефицит земли под жилую застройку и наличие инфраструктуры — это может повысить стоимость участков до 1–2 млн за сотку. За такие барыши можно и дорогу в никуда построить.

А при чем тут аэропорт?

В интервью губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко неоднократно заявлял, что реконструкция 3,9 км Байкальского тракта неразрывно связана с модернизацией иркутского аэропорта. Якобы новая дорога позволит увеличить туристический поток на Байкал. Правда, предлагаемый правительством Иркутской области проект «перекраивания» аэропорта с изъятием сотен земельных участков из собственности жителей и строительством будущей взлётно­посадочной полосы на месте кладбища жертв политических репрессий вызвал жёсткое неприятие у жителей областного центра и пригородных посёлков. Да и сложно предположить, что в условиях кризиса и внешних санкций региональным властям, несмотря на всё их бахвальство, удастся привлечь средства частных инвесторов или федерального бюджета на явно авантюристический проект, стоимость которого оценивается уже в 50 млрд рублей. Правда, передачу областного аэропорта и дальнейшую его приватизацию никто не отменял. А учитывая, что в холдинг «Истлэнд», сейчас принадлежащий родственникам Сергея Ерощенко, входит авиакомпания «Ангара», вырисовывается и конечный собственник аэропорта. Тем более опыт приватизации за копейки стратегических областных предприятий в Приангарье есть.

«И вот, может получиться интересная конфигурация — аэропорт передаётся в область и приватизируется, после чего его новые владельцы „ломаются“ под народным гневом и отказываются от планов модернизации воздушной гавани и строительства новой ВПП. Но сотни гектаров земли под транспортно­логистический узел уже зарезервированы. Поменять их разрешённое назначение и позволить там многоэтажную застройку — дело техники. И вот губернатор через свои бизнес­структуры в дополнение к аэропорту получает бонус в виде почти 1000 га ликвидной земли. Сейчас в элитном посёлке „Гринлэнд“ холдинга „Ист­лэнд“ (откуда, кстати, и начинается реконструкция дороги. — Прим.авт) сотка земли продаётся минимум за миллион рублей. А если на выделяемых участках земля будет даже по сто тысяч подаваться, то владелец участков — гарантированный долларовый миллиардер», — поясняют местные эксперты.

По «мелочи» уже воруют

Между тем, пока эксперты подсчитывают будущие барыши, специалисты подсчитывают ущерб, нанесённый экологии в ходе реконструкции «золотой» дороги. Первыми тревогу забили представители комитета городского обустройства администрации Иркутска. В ходе рейдов по осмотру водоохраной зоны реки Ушаковки, экологи выявили, что там незаконно добывает песчано­гравийную смесь целый караван спецтехники — пять экскаваторов, три бульдозера и 11 грузовиков. По словам руководителя управления экологии комитета городского обустройства Владимира Чубука, вся работающая практически без выходных техника трудится в интересах Дорожной службы Иркутской области — подрядчика строительства Байкальского тракта. Специалистов возмутил и тот факт, что нарушители закона не только копали там, где им вздумается, но и сваливали остатки грунта вперемешку с древесиной в пределах природоохранной зоны. Чиновники мэрии тут же оформили обращение в природоохранную прокуратуру Иркутской области.

Прокурорская проверка показала: подрядчик добывал ПГС, не имея на то необходимой лицензии.Как сообщил природоохранный прокурор Алексей Калинин, «меры по пресечению незаконной деятельности приняты, изъята спецтехника».

Однако, как оказалось, уже через несколько дней техника была возвращена, а незаконная выемка природных ресурсов продолжилась. Свет на ситуацию пролил анонимный источник из природоохранной прокуратуры, который в Интернете выложил видеообращение к президенту России Владимиру Путину.

«Поводом для обращения к вам стала варварская незаконная добыча песчано­гравийной смеси в 10 километрах от Иркутска в пойме реки Ушаковки. Ущерб от добычи гравия огромный. Незаконное обогащение на сегодняшний день составило более 150 миллионов рублей. Наше бездействие обусловлено тем, что наш руководитель, первый заместитель прокурора Иркутской области Воронин Александр Борисович, запретил нам рассматривать это дело, так как его курирует первый заместитель губернатораСлободчиков Николай Валентинович. Преступники чувствуют свою полную безнаказанность... Подрядчиком заключён контракт с Дорожной службой Иркутской области на сумму 1 миллиард 526миллионов рублей на условиях: минус 7 процентов от цены контракта официально и плюс 10 процентов в качестве отката», — рассказал анонимный источник.

Путём нехитрого подсчёта можно выяснить, что на «золотой» дороге чиновники могут поиметь почти полмиллиарда рублей. А это около 7 млн долларов. При этом за взятку в 5,6 млн долларов губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин отстранён от должности и арестован, а губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко сидит в тёплом кресле, мечтая о перевыборах на новый пятилетний срок. Только что после этого останется от области и её жителей — большой вопрос.

Р.S. Когда верстался номер, стало известно, что региональное правительство объявило на 14 апреля конкурс на получение лицензии для разработки участка недр «Мостовое», координаты которого точно совпадают с участком на реке Ушаковке, где уже месяц незаконно добывают ПГС. Кто станет обладателем лицензии, догадаться несложно. Точно так же, как и понятно, для чего задним числом организуется конкурс, призванный легализовать незаконные действия чиновников и задействованных на реконструкции 4 км Байкальского тракта подрядчика.

Источник: «Аргументы недели».


Яндекс.Метрика