Новый министр образования Иркутской области Валентина Перегудова на минувшей неделе дала интервью нашему изданию. В разговоре были затронуты животрепещущие вопросы, касающиеся в том числе поддержки молодых специалистов и зарплаты учителей. Одной из самых важных тем беседы стала проблема так называемой пятидневки.
— Современная школьная жизнь весьма насыщенна и напряженна. И, по мнению многих родителей, педагогов да и самих ребят, в школах необходимы два выходных в неделю. Валентина Васильевна, кто может принимать решение о переходе на пятидневку в образовательном учреждении? Можно ли отменить учебную субботу, раскидав уроки по другим дням?
— Продолжительность учебной недели — пятидневная с двумя выходными днями или шестидневная с одним выходным днем — определяется образовательной организацией (школой) самостоятельно. Исключение составляет режим для первоклассников: они в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами учатся по пятидневке.
Режим работы школы прописывается в уставе образовательной организации. Конечно, при определении режима работы директор школы должен учитывать мнение и учеников, и их родителей. Вопрос об изменении режима работы образовательного учреждения родительская общественность может поставить перед школьной администрацией. Автоматический перенос уроков с субботы на другие дни не допускается.
— Валентина Васильевна, в целом целесообразно ли вводить пятидневку в образовательных учреждениях? Какова ваша позиция по этой проблеме?
— Считаю, что шестидневная рабочая неделя оптимальна и для педагога, и для ребят. Родители должны понимать, что количество факультативных, индивидуальных занятий, развивающих дополнительных занятий по учебному плану при пятидневке станет значительно меньше, поскольку в этом случае по нормам СанПиН сокращается максимально допустимая недельная нагрузка. В пятидневной неделе свой расклад часов. К тому же при пятидневке начнет страдать подготовка к Единому государственному экзамену, к итоговым контрольным работам.
Другое дело, что родители сетуют не на пятидневную рабочую неделю, не на то, что в субботу нужно приходить на уроки, а на то, что расписание в субботу предполагает только уроки, скажем так, «легкого цикла»: музыку, изобразительное искусство, физкультуру, у родителей создается мнение, что на них ходить не обязательно. Хотя эти уроки точно так же представлены в учебном плане, как, например, русский язык или математика. Но это опять вопрос к школе: должна быть сбалансированность расписания уроков, чтобы дети не перегружались в течение недели.
Я хорошо понимаю родителей, им хочется отдохнуть в субботу, а приходится рано вставать, отправлять ребенка в школу, встречать его оттуда. При этом многие родители водят ребенка не в ту школу, которая находится в шаговой доступности от дома.
Также добавлю, что с введением пятидневной учебной недели есть вероятность роста детской безнадзорности. Со школьниками, которым родители обеспечивают внеурочную деятельность, конечно, будет все нормально. А как быть с теми детьми, которыми никто толком не занимается? Это вызывает тревогу.
— Может ли пятидневка повлиять на зарплату учителей?
— Конечно, поскольку количество уроков при пятидневной учебной неделе резко уменьшается. Снижается нагрузка у учителей, соответственно, уменьшается заработная плата. Кстати, отпуск у учителей при пятидневке тоже должен сократиться. Из-за выходных в субботу. Почему у учителей такой большой отпуск — 63 дня? Это за счет того, что они работают по субботам — шестидневную учебную неделю.
— В продолжение разговора о зарплате учителей. Валентина Васильевна, скажите, пожалуйста, почему сокращаются или полностью убираются стимулирующие выплаты? Это очень волнует педагогов.
— Дело в том, что в связи со снижением темпов роста средней заработной платы по экономике региона замедлился и рост заработной платы педагогических работников, взаимосвязь этих двух основных показателей обусловлена указом президента России. Так, например, предполагалось, что мы должны были достичь уже в этом году уровня средней зарплаты учителя в 36 тыс. рублей, однако фактический уровень 2015 года — 32 тыс. рублей. Но хочу заметить, что соответствие среднего уровня заработной платы педагогов средней заработной плате по экономике региона по-прежнему сохраняется.
Основные примерные условия и порядок начисления заработной платы определяются в муниципальных образованиях, так как общеобразовательные и дошкольные образовательные организации являются муниципальными. Но конкретные показатели по выплатам стимулирующего характера утверждаются в каждом учреждении самостоятельно. И там, где определено, что доля постоянной части заработной платы высока, соответственно снижается стимулирующая ее часть. В тех районах, где распределили все годовые ассигнования только на десять месяцев текущего года, сегодня имеются серьезные трудности с этими выплатами.
Здесь начальникам управлений и руководителям образовательных учреждений есть над чем работать. Нужно провести ревизию всех финансовых возможностей, штатного расписания, интенсивности труда учителей, посмотреть темп роста заработной платы педагогов и руководителей образовательных учреждений, привести все в соответствие.
Сейчас перед нами стоит задача обеспечить педагогов базовой заработной платой. Наша задача, и моя, как руководителя министерства, — чтобы педагоги получили заработную плату в полном объеме до конца финансового года, чтобы никто не остался без заработной платы. Для этого проводилась очень большая работа с министерством финансов, с мэрами городов, депутатами. Мы выплатим зарплату до конца финансового года.
— Какие проблемы в образовании региона вы считаете самыми острыми? Есть ли намеченные пути их решения?
— Проблемных вопросов достаточно много, среди них введение и реализация федерального государственного образовательного стандарта, результаты Единого государственного экзамена. Это все связано с качеством образования, к которому мы сейчас стремимся, но, может быть, не все еще получается. Поэтому решение этих проблем сейчас имеет первоочередное значение. Мы уже разрабатываем ряд предложений, чтобы повысить качество образования, чтобы дети лучше сдавали ГИА, ЕГЭ.
Я считаю, что независимая оценка качества деятельности образовательных организаций, которая будет проводиться независимыми экспертами, должна подтолкнуть директоров школ к более эффективной работе.
Немаловажной остается финансовая составляющая. Нужно много работать для того, чтобы и учителя, и руководители образовательных учреждений получали достойную зарплату.
— Запланированы ли новые меры поддержки молодых специалистов? Может, будут введены дополнительные программы?
— Вопрос привлечения молодых специалистов — это, в первую очередь, задача органов местного самоуправления. Все территории решают вопросы поддержки молодых специалистов, исходя из своих финансовых возможностей.
На региональном уровне началась реализация проекта по развитию кадрового потенциала. Проект, прежде всего, направлен на создание позитивного имиджа педагога, поддержку молодых педагогов.
Ежегодно министерством образования Иркутской области выплачивается единовременное денежное пособие молодым специалистам на селе в размере 250 тыс. рублей для районов Крайнего Севера и 20 тыс. рублей — для остальных территорий области.
Также продолжаются выплаты 1 млн рублей перспективным выпускникам высших учебных заведений, ставшим победителями конкурсного отбора 2012–2014 годов.
— Молодые специалисты жалуются, что им не хватает не только материальной помощи, но и методической. Будет ли проведена какая-то работа в этом направлении?
— Когда я работала в департаменте образования Иркутска, наша структура с молодыми специалистами очень много занималась. В областном центре есть совет молодых специалистов, в его рамках проводится планомерная работа с молодыми педагогами, организовываются различные конференции для молодых учителей, встречи педагогов с начальником департамента образования. Сейчас мне хочется проецировать ту работу, которая уже ведется в Иркутске, на область.
На днях я встречалась с членами совета молодых специалистов, они пришли с интересными предложениями. В процессе их обсуждения мы решили, что в этом направлении надо работать планомерно, чтобы дать ребятам методические знания, умения и навыки. Кроме того, необходимо проводить школы лидера, слеты, поскольку молодые специалисты должны общаться, обмениваться опытом.
Мы планируем такую форму работы, как совет молодых педагогов и совет руководителей образовательных учреждений, для того чтобы эти два органа общественного управления могли друг с другом общаться. Необходимо, чтобы молодые педагоги имели возможность задавать руководителям вопросы и получать на них ответы.
Беседовала Снежана Масник, специально для «Байкальских вестей»