Законодательное собрание окончательно лишило иркутян возможности выбирать мэра прямым способом.
Жители Иркутска, лишенные с недавних пор права на прямые выборы мэра, вынуждены были вчера наблюдать со стороны, как за них все решают депутаты Законодательного собрания Иркутской области. Народные избранники в третий раз за последний год меняют свою точку зрения по поводу того, какая система управления подходит для столицы Приангарья. В мае прошлого года большинство проголосовало за прямые выборы, в декабре кардинально меняется настроение, и парламентарии вводят систему мэра-председателя думы и сити-менеджера.
Сейчас третье решение — Иркутском будет управлять глава администрации, избранный из числа депутатов гордумы. Правда, при этом он должен сложить полномочия депутата.
Наблюдатели заметили некую небрежность при принятии столь важного для областного центра решения. Во-первых, дискуссии, как таковой, не было, во-вторых, не выслушаны, хотя бы формально, мнения действующей власти города. Да и поправку о сроке полномочий нового главы внесли как бы между делом — в перерыве. В итоге 5 лет дали главе Иркутска на исполнение полномочий. Фракции КПРФ и «Гражданская платформа» выступают за прямые выборы, они категорически против «двуглавой» системы власти и против вновь принятой. А фракция партии «Единая Россия», имеющая большинство мандатов в региональном парламенте, вообще проголосовала молча. Что это было и как нам жить дальше с таким законом и депутатами, мы поинтересовались у ведущих экспертов.
Сергей Беспалов, руководитель регионального отделения партии «Демократический выбор»:
— Считаю, что такая схема выбора главы города - это очень плохой вариант для Иркутска. Для справки: за обычного депутата городской думы голосовали в среднем 1000-1500 избирателей и строго на 1/35 части города. За Кондрашова на последних выборах было отдано 92 000 голосов. Город потому и жил без особых конфликтов, так как легитимность мэра (несмотря на очевидно случайный характер его избрания) была очень высокой. Отстранение жителей от голосования сильно ослабляет наш город и не ведет ни к чему хорошему.
Алексей Петров, политолог:
— Порочность всей сегодняшней политической системы проявилась вчера в Законодательном собрании Иркутской области. Партия власти вообще вчера не высказалась. ЛДПР озвучила инициативу, «Гражданская платформа» и коммунисты высказались «против», а «Единая Россия» просто молчком проголосовала, хотя они должны были обозначить свою позицию. Не было и дискуссии. Решение судьбы главы областного центра прошло как рядовой вопрос. Депутаты много принимают законов, но есть среди них те, которые касаются большинства граждан, их участия в политической жизни города. Андрей Лабыгин — инициатор предыдущих декабрьских поправок в закон — тоже ничего не сказал, почему все так происходит.
Я считаю нонсенсом ситуацию, когда в столь серьезный закон вносятся поправки мимоходом во время обсуждения. Я имею в виду предложение о том, чтобы полномочия нового главы города длились пять лет. И ведь никто не сделал замечание. Можно было послушать представителей действующей власти Иркутска. Мэр еще работает, председатель думы города тоже. Почему бы им не дать высказаться? Законодатели просто огорчают. То, что представительный орган власти далек от граждан, видно невооруженным глазом.
Сергей Шишкин, заведующий кафедрой конституционного права юридического института ИГУ, профессор:
— Принятый вчера ЗС закон области, изменяющий порядок избрания главы Иркутска, и сегодняшнее решение городской думы о процедурах приведения Устава города в соответствие с федеральным и областным законодательством являются логичными шагами в муниципальной реформе.
Некоторым наблюдателям кажется, что предпринятые усилия в этом году находятся в противоречии с законодательными инициативами, предпринятыми в декабре прошлого года. Якобы двуглавая модель муниципального управления заменена на одноглавую. На самом деле с правовой точки зрения речь может идти только о некоторых юридических и технических нюансах расположения в Уставе полномочий между разными ролевыми нагрузками в едином процессе муниципального менеджмента.
Основания у проектирования в декабре и феврале общие — прямые выборы уступают дорогу косвенным, депутатский корпус активно участвует в формировании органов исполнительно-распорядительной власти, повышается уровень ответственности высшего должностного лица муниципального образования перед губернатором, думой и населением.
Говорю об этом потому, что коллеги из ЛДПР несколько неточно объясняли мотивы своей законодательной инициативы. Был смещен акцент в сторону потенциальной конфликтности главы города и сити-менеджера. Мне же кажется, что выбранный вариант управления городом оптимальный, так как он имеет глубокую историческую основу — 21 год назад нами, разработчиками первого Устава при разделении компетенции между органами муниципального управления, была заложена формула, известная в науке и практике как «сильный мэр — слабый совет». Вариант номер два соответствует этой формуле.
Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы»:
— Что тут сказать... Первоначально губернатор обещал прямые выборы мэра. И я, как сторонник именно этой модели, очень его везде за это хвалил. Лично я за главу города, ответственного перед населением. Потом пошли колебания. Я бы не стал обвинять в этом Ерощенко. Это скорее гримасы нашего так называемого федерализма, которого, несмотря на название страны — Российская Федерация, по факту нет. Разговоры о расширении самостоятельности регионов и их праве выбирать ту или иную модель разговорами и остаются. Вот и крутится Заксобрание, как флюгер. По факту единоначалие, о котором речь идет сейчас, лучше двуглавой системы управления, о которой речь шла до инициативы фракции ЛДПР в городском парламенте. Но мнение горожан опять спросить забыли.
Олег Кузнецов, руководитель фракции ЛДПР в Законодательном собрании Иркутской области:
— На наш взгляд, мы даем возможность избежать конфликтных ситуаций и заниматься конкретной работой на благо иркутян. Избранный из числа депутатов глава муниципалитета возьмет на себя обязанности главы администрации. Он снимет с себя полномочия депутата и будет заниматься лишь тем, чтобы осуществлять деятельность хозяйственную, связанную с городом.
Владимир Матиенко, депутат ЗС, фракция партии «Гражданская платформа» (выступление в ЗС):
— Фракция партии «Гражданская платформа» в декабре месяце голосовала вместе с коммунистами против отмены прямых выборов мэра города Иркутска. С тех пор наша позиция не изменилась…
Мы на фракции приняли решение о том, что будем готовить законопроект о возврате прямых выборов мэра в городе Иркутске на ближайшей сессии Законодательного собрания. Ситуация, которая сложилась, тревожная, если не сказать, что позорная в отношении всех тех шестисот тысяч жителей города, которые все эти годы избирали мэра посредством прямых выборов, а сейчас лишены такой возможности. Я считаю, что сегодня хрупкие ростки гражданского общества в нашем городе отменой прямых выборов мэра пущены под откос.
Ирксиб.Ру